- 2. Путь наслаждения и путь отречения
Обряд бракосочетания у брахмачариев. Уровни семейных отношений. Предназначениегрихастха-ашрама. Два духовных пути: путь наслаждения и путь отречения. Духовная жизнь в грихастха-ашраме. Психология мужчины и женщины. Уровни отношений в семье. Положительные стороны грихастха-ашрама. Вопросы слушателей.
- 3. Проблемы вожделения в семье преданных
Брак и вожделение. Вопросы слушателей о грихастха-ашраме. Беспокойства и проблемы общения в духовной жизни. Вопросы слушателей - 2. Смысл, предназначение и искусство грихастха-ашрама. Психология мужчины и женщины
- Все родились для совершенства, и начать нужно с знания
…Мы живем в мире, природа которого уже предназначена для нашего успеха. В этом мире можно стать успешным, просто приобретя знание. А в невежестве невозможно. Это называется неудачливый человек. Возможность, то есть, но он не воспользовался ею, потому что знаний не было. Мы предназначены для совершенства. Все. Все до единого. Но не все замечаем. Спросите любого молодого человека, разумного человека, ученого человека насчет совершенства:
- Хотите совершенства?
- Хотим совершенства.
- А что такое совершенство?
Это проблема. Мы не можем определить точно. Так как же мы можем прийти к совершенству, не имея даже понятия об этом. Какого-то конкретного четкого определения.
Например, если я полагаю, что совершенство – это просто умение выпить литр водки на праздник, для кого-то это тоже совершенство. Возможно для меня это истина. Но мы говорим об общественном устройстве совершенства, куда все люди пойдут. Таких определений нет в общественности. Каждый имеет какую-то свою точку зрения. Поэтому есть борьба за совершенство. Это не путь к одной цели, а лебедь, рак и щука. Кто кого пересилит. Мое совершенство вот в этом месте, а другой говорит: «Мое совершенство там». Но мы забываем, что мы живем в одном обществе, которое таким образом, раздирается на части. И когда общество разорвано на части – мы ослаблены.
- Жадный лидер
…Если у лидера нет какой-то конечной цели – он временный лидер. В конце концов, когда он исчерпает свои возможности, мы должны искать другого лидера. Тот, кто дальше нас поведет. Исчерпал – нужно искать другого лидера. А есть лидеры вообще слепые, которые говорят: «Мы попробуем. Хорошо? Мы попытаемся. Может быть получится. Я думаю. Мне кажется. Я даже почти уверен в этом» – это лидеры, которые не имеют вообще никаких глаз. Слепой лидер и за ним целая череда людей, тоже слепых. Он говорит: «Я вас приведу к цели». Но он сам слеп. Результат будет понятный. Поэтому от лидера не требуется эксперимента, а точное знание. Знание не предполагает вообще никаких экспериментов. Нужно знать точно, прямо сейчас.
Нельзя ставить эксперименты на странах, на обществах людей, на своей семье. Запрещено. Нужно точно знать природу людей и в соответствии с этой природой достигается успех. То есть, ничего сложного в этом нет – если человек имеет чистый, ясный ум. Это означает, что он может контролировать чувства. Если он контролирует чувства – ум чистый и ясный. Если ум чистый и ясный, и разум знает о высшей цели, то очень легко все достигается…
- Изначально человек добрый
…Изначально человек добрый. Это его основное положение. Он не должен быть злым. Он не должен приносить вред другим живым существам. Он должен быть любящим. Он должен понимать, что такое Абсолютная Истина и Бог. Он должен знать, как относится к другим живым существам. Это его предписанные действия. И если он совершает эти предписанные действия, то он сохраняет позицию человека, с большой буквы. Человек растет, двигается. При помощи деятельности он может иметь развитие. То, что мы хотим. Не так ли?
Каждый человек может сделать какую-то часть деятельности в своей жизни. Не так уж и много. Мы маленькие люди. По сравнению с космосом, нас не видно здесь. Когда человек вылетает на орбиту, он очень гордится этим. Но с точки зрения космоса мы очень, очень маленькие. Но с другой стороны человек очень могущественен, если он может действовать на платформе благоприятной деятельности. Небольшое его действие может привести большую машину в действие. Как кнопка. То есть он связан с этой машиной, этой вселенной, с этими законами, исполнением долга…
- Мир подобен раю
…У нас есть очень ценные внутренние энергии: сознание, дух, любовь, вечность, знание, блаженство. Это потенциально есть в нас как у духовных существ, и теперь мы должны их разумно направить. В правильное русло. Нельзя это расточать понапрасну. В этом и заключается знание кармы.
Куда же направить свою деятельность? Что же конкретно нужно делать, что бы этот мир процветал и стал подобен раю? А это возможно, потому что есть законы развития.
Как иногда говорят старики: «Вырасти хорошего сына, посади дерево» Простые вещи. А если их делать? А если их выполнить? А если мы на самом деле сможем сделать потомство лучше, чем мы. А следующее еще лучше, чем предыдущее. А следующее еще лучше. Это и есть прогресс.
Но в чём же прогресс, если наши потомки деградируют больше чем мы? Прогресс только науки и техники. Неправильное управление кармы – деятельности…
- Наука - это искусство наблюдать
…Наука – это искусство наблюдать. Мы наблюдаем, анализируем, делаем какие-то выводы, заключения. Затем ищем какие-то подтверждения на практике. Мы принимаем эту информацию из окружающей природы. Мы ее видим. Воспринимаем. У нас есть органы чувств, которыми мы и воспринимаем происходящее.
Затем мы должны подтвердить наши выводы. Как? Каким образом? Если практически это подтверждается, и природа подтверждает наши выводы – это научно. Если природа не подтверждает наши выводы – это не научно.
Мы наблюдаем окружающий мир. Есть также природа “собственного” Я, которую наблюдать сложно тому, кто сам наблюдает мир. Он не видит самого себя в этот момент. Необходим эффект отражения чтобы увидеть самого себя. Это возможно через аутентичный метод познания – через самого себя. Ауто – Я. Медитативный подход. Это иной подход, отличный от того искусства наблюдения современной науки, опытов, гипотез и предположений. Аутентичный означает, что есть ключ к самому себе. Это является входом в любую науку, в любую область знания. Если я знаю себя, то я могу правильно понять и мир окружающих людей. Вплоть до вселенских законов, потому что человек это часть вселенной. Неотъемлемая часть вселенной. По каким законам существует вся вселенная, по таким же законам живет и человек. Есть тонкие законы. Есть грубые проявления этих законов.
И вот сначала нужно изучить тонкую природу своего Я – сознания. Мы видим, что есть какой-то набор химических веществ, которые составляют структуру тела - анатомия. Физиология. И есть тонкое тело – психология. «Психо» – означает тоже Я. Но это Я имеет разные платформы. Физическая платформа Я, психическая платформа Я, и есть духовная платформа. В целом их существует три…
- Особые качества лидера
…Вы видели такое удостоверение личности «Лидер»? «Вот видите, у меня есть корочка. Я лидер для вас. Всё» Такое бывает? Нет. За лидером люди идут автоматически, спонтанно. То есть он обладает определенными качествами, не положением. Есть положение лидера, и есть качества лидера. По этому, есть два вида лидеров. Одни лидеры – естественные, которые имеют качества и привлекают людей именно качествами своей натуры, природы. И второе положение лидера – административное – не требует, как правило, каких-то особых качеств. Поэтому эти вещи сочетаются. Иногда мы видим, что административные лидеры имеют высокие качества, а человек, имеющий высокие качества, получает иногда административное положение. Но, как правило, это не совместимо.
Обычно путь к цели не бывает легким. К настоящей цели. Поэтому лидера отличают особые качества – его твердость, постоянство и чувство ответственности. То есть это уже духовные, внутренние качества. Внутренняя энергия человека. Лидер обладает внутренней силой. Откуда он берет эту силу? От осознания высшей цели…
- Сердце - особый инструмент
…Само понятие «знание» не имеет никакой материальной платформы. Например, любую материальную вещь можно разобрать на части. Как компьютер. Мебель. Физическое тело. Все что угодно. Это называется дифференциация, интеграция. Это можно разложить на части, а потом собрать. Есть такой подход к изучению мира. Если мы какую-то машину разобрали на части и снова собрали, считается, что мы усвоили тему, мы поняли механизм. Вот такой подход. Но попытка ученых разобрать на части, дифференцировать знание или сознание человека, не привела к успеху. Сознание не расчленяется на части. Это нечто единое, нерасчленимое. Дух, сознание, вот эта концепция Я – то, что я о себе думаю, что я есть, я существую – не делится на части. Но имеет способность эманировать, распространять себя. Например, мы знаем, что у нас внутри может быть много Я, которые противоречат друг другу. На самом деле Я одно. Если мы усвоим этот принцип, мы сможем открыть любую область знания, не опираясь даже на какие-то традиционные методы науки.
Фактический каждый из нас потенциальный ученый, причем высокого уровня. Потому что самый лучший инструмент для познания мира, это не наука и техника, а человеческое сердце. Это особый инструмент. Оно пропускает через себя тончайшие энергии в форме переживаний, эмоций, глубинного мышления. Очень глубокие вещи, которые объяснить подчас невозможно. Нужны метафоры, какие-то иные способы, не просто набор цифр, или память каких-то комбинаций. Знание должно быть подтверждено изнутри сердца человека…
- Успешный, в данный момент времени
…Мы всегда считаем, что наш успех, конечно же, впереди. Верно же? Мы обычно так считаем. Не позади и не сейчас, а в будущем. Обычно свойственно думать таким образом, что счастье, успех, совершенство ожидают нас когда-то в будущем. А сейчас мы в процессе. На любом этапе жизни в современном мире человек будет думать примерно так.
Мы должны обратиться к действительности. Как стать успешным именно в данный момент времени? Можно сделать много открытий для себя при помощи соей собственной энергии, это будет именно наш успех не чей-то. Не то, что кто-то, что-то очень красивое сказал или посмешил. Нет. Именно я мог прозреть, я мог получить какое-то откровение. Тесть я совершил какую-то внутреннюю работу. Как это все происходит? Как достигается этот успех? Если мы посмотрим на жизнь человека, она уже предопределена, что бы ему стать успешным. Она уже так организована свыше. Но нужно знать это устройство, что бы воспользоваться им…
- Уступить место молодежи
…После того, как человек выполнил свои обязанности в семейной жизни, он наполняется мудростью. Особой энергией. Если он правильно понял свои обязанности, тогда он становится мудрым человеком. В этом случае, он обретает вкус к мудрости, вкус к духовности. Человек начинает жить духовностью.
То, что было теорией в ученичестве. То, что с большим трудом воплощалось в жизнь в воспитании детей, в образовании, культуре, науке. Всё что он делал в семейной жизни, для общества, теперь, наконец, достигнуто им. И он может жить внутренней жизнью, этими ценностями, имея их в сердце. В этом случае он может не действовать, уйти на пенсию. Он может давать людям мудрые наставления, помогая им в жизни. То есть становится очень, очень ценным человеком. Если человек прожил жизнь правильно с полной ответственностью, его слова становятся очень сильными и проникновенными. Он с помощью слов и благословений управляет обществом. При этом он сам не связан никакой деятельностью.
А что же дальше? Дальше он развивает эти знания еще больше, развивая еще и отречение. И на вершине общества становятся знающие и отрешенные люди. Они идут путем не привязанности.
Если они идут путем привязанности, то старые не уступают место молодым в обществе. «Пришло ваше время? Нет. Погодите. Мы еще живы. Куда вы лезете? А ну ка пошли вон. Все места заняты. Слишком молодой еще. Молоко на губах не обсохло. Молокосос. С кем тягаться хочешь» Вот что происходит. Это серьезная проблема. Социальный конфликт отцов и детей. Молодые не могут пробиться к деятельности, которой необходимо заниматься потому, что старики еще живы. Поэтому говорится, что нужно вовремя отойти от дел, предоставить это место для молодых. Если молодежь не будет занята должным образом, то, что она будет делать? Мы очень хорошо знаем, чем занята молодежь всего мира. Она не занята полезной деятельностью. Очень опасное социальное явление. А почему? У них нет предназначения. Они не могут найти своего более высокого предназначения. Поэтому они привыкают просто к чувственным наслаждениям. Прожить жизнь в чувственных наслаждениях становится частью их воспитания. Если вы впитали это в юности – это становится вашей сутью. Потому что это возраст именно для того, что бы впитать, получить знание, образование и характер.