- II. Рассказ царевича Календера. Тема Шехеразады
«Шехераза́да» — симфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова, написанная в 1888 году. Римский-Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением арабских сказок «Тысячи и одной ночи». Произведение входит в рамки и традиций «Востока» в русской музыки, идущая от «Руслана и Людмилы» М. Глинки. Создание восточного колорита с помощью цитирования восточных мелодий, создании тем в восточном духе, имитацией звучания восточных инструментов и тонов «Шехеразада» по своей форме и стилю есть симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Также форма «Шехеразады» как сюиты обусловлена тем, что композитор в процессе работы над ней создавал части музыкального произведения, каждая из которых имела свой собственный программный характер и собственное название. Но в дальнейшем «Шехеразада», как сюита в целом, приобретала всё более и более характер формы симфонии. В результате Римский-Корсаков пишет единую общую программу симфонической сюиты «Шехеразада», убрав собственные названия частей симфонической сюиты и сделав последние номерными.
В 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехерезада» на музыку Римского-Корсакова, с декорациями и костюмами Бакста.
Состоит из 4 частей:
Море и Синдбадов корабль (The sea and Sinbad’s ship) — Сонатная форма со вступлением и кодой (без разработки).
Рассказ царевича Календера (The story of the Kalandar prince) — Сложная трёхчастная форма с вступлением и кодой.
Царевич и царевна (The young prince and the young princess) — сонатная форма с кодой без вступления и разработки.
Праздник в Багдаде (Festival at Baghdad) — Рондо (Чередование всех частей из первых трех частей).
- 1. Море и корабль
«Шехераза́да» — симфоническая сюита «Шехеразада», одно из лучших симфонических произведений русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, написанное в 1888 году. Римский-Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением арабских сказок «Тысячи и одной ночи». «Шехеразада» по своей форме и стилю есть симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Также форма «Шехеразады» как сюиты обусловлена тем, что композитор в процессе работы над ней создавал части музыкального произведения, каждая из которых имела свой собственный программный характер и собственное название. Но в дальнейшем «Шехеразада», как сюита в целом, приобретала всё более и более характер формы симфонии. В результате Римский-Корсаков пишет единую общую программу симфонической сюиты «Шехеразада», убрав собственные названия частей симфонической сюиты и сделав последние номерными.
- Антар - 4 Сладость любви
Вновь Антар появляется в развалинах Пальмиры; третьим и последним наслаждением была сладость любви. Антар умолял пери отнять у него жизнь, лишь только заметит в нем малейший признак охлаждения, и она клялась исполнить это.
Когда, после долгого обоюдного счастья, однажды заметила пери, что он рассеян и задумчиво смотрит вдаль, то тотчас угадала причину; тогда она страстно обняла Антара, огонь ее сильной искрой перелетел в его сердце... и пери с последним поцелуем соединила душу Антара со своей, и он уснул навеки на груди ее (Сюжет из арабской сказки Сенковского.)
- Первая песня Леля
Земляничка-ягодка
Под кусточком выросла;
Сиротинка-девушка
На горе родилась.
А! Ладо мое, Ладо!
Земляничка-ягодка
Без пригреву вызябнет,
- Полет шмеля
Song: 16 hole "C" Chromatic
14 -13< -13 12< 13 12< 12 -12 12 -12 -11< -11
11< 11 -10< -10 10 -9< -9 8< -9 8< 8 8 -8 8 -8 -7 < -7
7< 7 -6< 6 6 -5< -5 4< -5 4< 4 -4 6 -5< -5 4<
-5 4< 4 -4 6 -5< -5 4< 4 -6 6 -5< 6 -5< -5 4<
4 4< -5 -5< 6 -5< -5 4< 4 -6 6 -5< 6 -5< -5 4<
4 4< -5< 5 6 -5< -5 4< -5 4< 4 -4 4 4< -5 -5<
- Сцена Леля, Купавы и Снегурочки, 3 д.
Recording: Sofia, National Radio, 1985
Девушка-Снегурочка [The Snow Maiden] - Elena Zemenkova (soprano)
Царь Берендей [Tsar Berendey] - Avram Andreev (tenor)
Весна-красна [Spring Fairy] - Alexandrina Milcheva (mezzo-soprano)
Дед-Мороз [King Frost] - Nicola Ghiuselev (bass)
Бобыль Бакула [Bobyl Bakula] - Lyubomir Dyakovski (tenor)
Бобылиха, его жена [Bobylikha, his wife] - Vessela Zorova (mezzo-soprano)
- Туча со громом сговаривалась
Туча со громом сговаривалась:
Ты греми, гром, а я дождь разолью,
Вспрыснем землю весенним дождем!
То-то цветики возрадуются!
Выдут девицы за ягодами,
В след им молодцы увяжутся.
Лель, мой Лель! Лёли-лёли, Лель!
- Увертюра
Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков (6 (18) марта 1844 г. , Тихвин — 8 (21) июня 1908 г., усадьба Любенск, близ Луги, Санкт-Петербургская губерния) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. Известно, что с детства композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка Михаила Глинки — его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В 1859—1869, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианиста Фёдора Канилле.
В 1856 году отец отвёз юного Николая в Морской кадетский корпус, который он окончил с отличием весной 1862 года (в то время учебное заведение сменило своё название на Морское училище). К тому времени умер отец композитора (в 1861 году) и семья Римских-Корсаковых перебралась в Санкт-Петербург.
В 1861 году Канилле познакомил Римского-Корсакова с Милием Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора. В то время в кружок, помимо его главы — Балакирева — и самого Римского-Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Руководивший работой более молодых коллег Балакирев не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал товарищам с инструментовкой.
- Шахерезада - 1. Море и Синдбадов корабль
Лондонский Королевский филармонический оркестр
Дирижер Бэрри Вордсворт
Султан Шахрияр, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахрияр постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
- Шехеразада
Исполнитель:
Евгений Светланов (дирижер)
Государственный академический симфонический оркестр СССР
1. Море и Синдбадов корабль
2. Рассказ царевича Календера
3. Царевич и царевна
4. Праздник в Багдаде