- 1. С самого начала. Грех Адама
Проступок Евы и Адама привел к кардинальным изменениям в строении мира. Чтобы понять значение их греха, надо прежде всего ознакомиться с понятием древа познания добра и зла.
- 10. 13 основ веры. Второй из принципов
Вопрос: как из того, кто целиком «тов» (добро) может выйти понятие «зло»? Идолопоклонничество — разрыв между именами «Ашем» и «Элоким». Золотой телец — попытка спустить изображение быка из Колесницы Всевышнего
- 10. Книга Иова. Снова Иов отвечает Элифазу
Мнение Элифаза, что праведник, которому плохо и раша, которому хорошо — их душа получит в дальнейшем награду или наказание. Ответ Иова о том, что большая часть людей не видят и не воспринимают сегодня то, что произойдёт с душой в дальнейшем и следовательно видя мучения праведника придут либо к выводу, что он нечестивец (как подумал Элифаз), либо станут отрицать «Ашгаха пратит» (как сделал Иов).
- 11. 13 основ веры. Третий из принципов
Отсутствие понятия «тела» у Творца. Спор Рамбама и Райведа. Возможная ошибка из–за терминов, указанных в агадот. Два возможных понимания термина (например, «перст Всевышнего»)
- 11. Книга Иова. Второй ответ Бильдада
Нечествец, которому хорошо сегодня в телесном мире. Но ему будет плохо в мире духовном, который является сутью человека. Так как иначе — в чём отличие человека от животного. Отличие — в духовности.
- 12. 13 основ веры. Четвертый из принципов
Понятие «первичный»: Вс–вышний первичен, не имеет ни начала, ни конца. Мир антипервичен, то есть полностью создан из ничего. Создание времени. Есть ли противоречие межде данными Торы и науки о возрасте мира.
- 14. Книга Иова. Подробный разбор мнения Элифаза
Необходимость свободы выбора и сокрытия награды и наказания в этом мире для цельности службы Творцу. Факт отсутствия награды и наказания в этом мире является доказательством награды в мире грядущем, так как без этого проявится недостаток в управлении миром Творцом.
- 15. 13 основ веры. Пятый из принципов
Молитва Всевышнему, запрет молитвы другим силам и запрет обращаться к Творцу через посредников. Понятие молитвы — объединение моего желания с желанием Творца. Отсутствие желания у «авода зара» (объекта идолопоклонства) и, как следствие, невозможность и запрет обращения к ней с молитвой
- 16. 13 основ веры. Пятый из принципов
Деление тринадцати принципов на три части. Часть первая — о Создателе. Часть вторая — заповеди Создателя, пророчество, Тора и т.д. Часть третья — частное влияние Творца и награда. Пятый принцип — это переход от первой ко второй части. Определение идолопоклонничества по Рамбаму и Рамбану. Авода зара для евреев и неевреев
- 16. Книга Иова. Речь Бильдада
Соответствие между понятиями «анага клалит» (управление миром согласно законам природы — «мазалот» (судьба) и «ашгаха пратит» (индивидуальное влияние в зависимости от поведения человека)
- 17. Книга Иова. Ответ Иова Бильдаду
На мнение Бильдада, что невозможно для наказания нечестивца изменить «анагу» (законы, установленнные движением звёзд — «мазаль»), ответ: из превращений воды (потоп) видно, что возможно наказание нечестивцам через частное изменение без общего изменения управления миром.
- 2. С самого начала. Преступление во имя Всевышнего
Сказано, что у Торы есть семьдесят ликов, 70 возможных вариантов трактовки. Поступок Адама и Хавы, которые съели плоды древа познания добра и зла не столь однозначен, как представляется в начале.
- 3. С самого начала. Потоп
В Торе сказано, что Ноах был праведным в своем поколении. Мнения мудрецов Талмуда расходятся: одни считают, что Ноах являлся абсолютным праведником, другие — что в иных поколениях он не считался бы достойным человеком.
- 30. 13 основ веры. Десятый из принципов
Мнения Рамбама и Рамбана об «ашгаха пратит». «Ашгаха пратит» только к людям. Объяснение точки зрения Виленского Гаона. Точка зрения рава Цодек аКоэна и рава Хаима из Цанз
- 4. 13 основ веры. Эмет ве-Эмуна
«Эмет ве-Эмуна». «Эмет» — уровень первый — знание истины. «Эмуна» — вера — второй уровень — то, что произрастает из этого знания. Пример: я знаю о существовании Творца — это «эмет», я полагаюсь на Творца — это «эмуна»
- 9. 13 основ веры. Второй из принципов
Вопрос философов: как из понятия «один» (Творец) может выйти множественность? Ответ — для людей, понимающих процесс творения «еш ми–аин» (что–то из ничего) нет места для подобного вопроса