- Балет невылупившихся птенцов
Владимир Самойлович Горовиц (нем. Horowitz; 18 сентября (1 октября) 1904, Киев или Бердичев — 5 ноября 1989, Нью-Йорк) — американский пианист украинско-еврейского происхождения.
По собственным утверждениям, родился в Киеве в 1903 году (справочная литература указывает на Бердичев, что неверно — найдены метрические книги киевских евреев, в которых зафиксировано рождение Владимира, его братьев, сестры, дяди Александра и отца Самоила — все они родились в Киеве), в семье инженера и предпринимателя Самоила Иоахимовича Горовица, который в свою очередь был сыном киевского купца первой гильдии Иоахима Горовица. Его жена — Регина Аароновна (урождённая Сенсор), по свидетельствам биографов, была пианисткой.Оба сына — Александр (дядя) и Самоил (отец Владимира) получили высшее образование: Александр окончил Киевское музыкальное училище и Московскую консерваторию (по классу А. Н. Скрябина), Самоил — физико-математический факультет Киевского университета Св. Владимира. Документально рождение В. С. Горовица 1 октября 1903 года в Киеве подтверждено в кн. Ю. Зильбермана и Ю. Смилянской «Киевская симфония Владимира Горовица». Мать — прекрасная пианистка, окончившая Киевское музыкальное училище по классу В. В. Пухальского. В семье было четверо детей, которые родились в Киеве и учились музыке в Киевском музыкальном училище, а затем в консерватории: Яков, Регина и Владимир — пианисты, Григорий — скрипач.
Владимир Горовиц учился у В. В. Пухальского, С. В. Тарновского и Ф. М. Блуменфельда в Киевском музыкальном училище, преобразованном с сентября 1913 года в Киевскую консерваторию.Свой первый сольный концерт исполнил в Харькове в 1920 году (но первый документально зафиксированный публичный концерт состоялся в декабре 1921 года в Киеве). Затем концертировал в различных городах России совместно с молодым одесситом — скрипачом Натаном Мильштейном, за что чаще платили хлебом, чем деньгами, из-за тяжелого экономического положения в стране. Начиная с 1922 года Горовиц, концертируя в городах России, Украины, Грузии, Армении, накапливает гигантский по объёму репертуар. Так, например, в течение трех месяцев (ноябрь 1924 — январь 1925 гг.) он исполнил более 150 произведений в знаменитой «ленинградской серии», состоящей из 20 концертов (см. исследования Ю.Зильбермана). Несмотря на свои ранние успехи в качестве пианиста, Горовиц утверждал, что хотел быть композитором, но выбрал карьеру пианиста, чтобы помогать семье, которая потеряла всё свое состояние во время Революции 1917 года. Успех «детей Революции» (как их назвал в одной из статей Луначарский) был ошеломляющим. Во многих городах возникали клубы поклонников этих молодых музыкантов.
Перед отъездом он выучил и сыграл в Ленинграде 1-й концерт П. И. Чайковского. Благодаря этому сочинению он прославился в Европе. Этот концерт сыграл в жизни пианиста «роковую» роль: всякий раз, добиваясь триумфа в странах Европы и Америки, Горовиц исполнял именно 1-й концерт П. И. Чайковского.До 1940 года он объездил с концертами почти все страны Европы и везде имел ошеломляющий успех. В Париже, когда играл В. Горовиц, вызывали жандармов, чтобы утихомирить публику, которая в экстазе ломала кресла. В 1928 году Владимир Горовиц блестяще выступил в Карнеги-холле в Нью-Йорке и объездил с оглушительным успехом множество городов Америки. В 1934 году пианист женился на дочери Артуро Тосканини Ванде. В том же году у них родилась единственная дочь — Соня...
Мать — Софья Горовиц, урождённая Бодик. Сестра Регина Горовиц (жена известного украинского советского экономиста Евсея Либермана) преподавала в Харьковской консерватории и музыкальной десятилетке (школа для одарённых детей).
- Богатырские ворота
Эта часть сюиты основана на эскизе Гартмана к его архитектурному проекту киевских городских ворот. Проект Гартмана был сделан в древнерусском стиле — глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника.
- Быдло
Пьеса изображает, польскую телегу на огромных колёсах, запряжённую волами. Тяжёлый шаг передаётся монотонным ритмом и грубыми подчёркнутыми ударами нижнего регистра. На фоне движения повозки звучит невесёлый крестьянский напев, напоминающий польские, украинские или русские народные мелодии в миноре. В целом пьеса создаёт мрачную картину: и волы, и возница, покорные судьбе, обречены заниматься своей работой до конца своих дней, безрадостная сторона жизни простого мужика показана здесь со всей ясностью.
- Гопак
(Галина Вишневская, Мстислав Ростропович 1976)
Гопак
Гой! гоп, гоп, гопака!
Полюбила казака,
Только старый да не дюжий,
Только рыжий, неуклюжий,
Вот и доля вся пока! Гой!
- Детская. 1. С няней
Расскажи мне, нянюшка,
расскажи мне, милая,
Про того, про буку страшного,
Как тот бука по лесам бродил,
Как тот бука в лес детей носил,
И как грыз он их белые косточки,
И как дети те, кричали, плакали.
Нянюшка! Ведь за то их, детей-то,
- Картинки с выставки
М. П. Мусоргский
Картинки с выставки
Святослав Рихтер
(1956)
- Песни и пляски смерти
Слова Арсения Голенищева-Кутузова
Плакал ребенок. Свеча, нагорая,
Тусклым мерцала огнем;
Целую ночь, колыбель охраняя,
Мать не забылася сном.
Рано-ранёхонько в дверь осторожно
Смерть сердобольная - стук!
- Песни и Пляски Смерти - 1. Колыбельная
Стонет ребёнок... Свеча, догорая,
Тускло мерцает кругом.
Целую ночь колыбельку качая,
Мать не забылася сном.
Раным-ранёхонько в дверь осторожно
Смерть сердобольная стук!
Вздрогнула мать, оглянулась тревожно...
,,Полно пугаться, мой друг!
- Песни и Пляски Смерти - 2. Серенада
Нега волшебная, ночь голубая,
Трепетный сумрак весны.
Внемлет, поникнув головкой, больная
Шопот ночной тишины.
Сон не смыкает блестящие очи,
Жизнь к наслажденью зовёт,
А под окошком в молчаньи полночи
Смерть серенаду поёт:
- Песни и пляски смерти - Полководец
На текст Арсения Голенищева-Кутузова "Торжество Смерти"
Грохочет битва, блещут брони,
Орудья жадные ревут,
Бегут полки, несутся кони
И реки красные текут.
Пылает полдень - люди бьются;
Склонилось солнце - бой сильней;
- Посвящение И. Ф. Горбунову
Это произведение Модест Петрович Мусоргский посвятил своему другу, Ивану Фёдоровичу Горбунову, русскому писателю, актёру, зачинателю литературно-сценического жанра устного рассказа.
- Светик Савишна
(Евгений Нестеренко 1979)
У Мусоргского родилась смелая мысль: а что, если воплотить в музыке собственные впечатления, воскресить виденные в жизни сценки, эпизоды? Для этого пришлось бы самому сочинять слова. Трудно, но зато была бы возможность писать прямо «с натуры».
Вот, например, сценка, которая глубоко запала в душу и не дает покоя. Однажды, когда он гостил в деревне, его внимание привлек такой эпизод: несчастный юродивый, нищий, в отрепьях, объяснялся в любви молодой крестьянке. Он умолял ее о ласковом взгляде, а сам стыдился своего безобразия, отлично понимая, что ничего ему не дождаться от нее, кроме насмешки... И Мусоргский принялся сочинять вокальную пьеску, которую он назвал «Светик Савишна». Слова и музыка рождались почти одновременно.
- Сиротка
Барин мой миленький,
Барин мой добренький!
Сжалься над бедненьким горьким бездомным сироточкой!
Баринушка!
Холодом, голодом греюсь, кормлюся я.
Бурей да вьюгою в ночь прикрываюся.
Бранью, побоями, страхом, угрозой
Добрые люди за стон голодный мой потчуют!
- Сорочинская Ярмарка
Mussorgsky's Sorochinsky Fair
Mishchevsky Episov
Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko Musical Theatre
Parassia - Lydia Chernykh
Gritsko - Anatoly Mishchevsky
Cherevik - Vladimir Matorin
- Спи,крестьянский сын
Колыбельная
Баю, баю, мил внучёночек,
Ты спи, усни, усни, крестьянский сын.
Баю, баю, допреж деды не видали беды,
беда пришла, да беду привела с напастями,