11. Чтение Евангелия.Пред чтением Евангелия священнослужители снимают скуфьи, камилавки и митры (головные уборы духовенства); надевают же их по прочтении Евангелия и остаются в них до начала Херувимской песни. Затем снова надевают во время произнесения диаконом ектений "Прости, приимше..." и остаются в них до конца литургии
Во время чтения Евангелия священнослужители и народ стоят с преклоненными главами, в знак глубокого благоговения к слову Божию.
12. Сугубая ектения.Сугубая — значит усиленная и перед началом молитвы диакон призывает верующих молиться сосредоточенно: «Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем».
Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Еще молимся о Святейшем Патриархе Московском (имя рек), и о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (имя рек) и о всей во Христе братии нашей.
Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.
Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.
Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея).
14. Херувимская песнь.Херуви́мская песнь (греч. Χερουβικός Ύμνος; кратко по первым словам — Иже херувимы) — в Православной церкви молитва, которая должна служить подготовкой верующих к великому входу, который разделяет эту молитву на две части.
В отличие от малого входа с Евангелием вход с Честными Дарами называется великим. Так он называется по величию воспоминаемого в это время события и по важности цели, для которой совершается: Честные Дары переносятся на престол для совершения Святого Таинства Причащения и принесения их в Жертву Богу и изображают Самого Господа Иисуса Христа, шествующего на вольные страдания и смерть за грехи людей; поэтому при соборном служении литургии выносятся еще крест, копие и лжица, напоминающие орудия страданий и смерти Спасителя.
Молитвенное поминовение членов Церкви, бываемое на великом входе, означает, что Честные Дары будут принесены в Жертву Богу о здравии и спасении всех поминаемых.Пред Херувимской песнью открываются царские врата, диакон совершает каждение. Включение данной молитвы в чин литургии относят к 573 году.
1 часть: Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Перевод: Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском…
2 часть: Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Перевод: …чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!
Каждение, совершаемое диаконом во время пения Херувимской песни, выражает молитвенное стремление верующих к Богу и желание их принять благодать Святаго Духа.
16. Символ веры.Краткое догматическое изложение основы христианского вероучения. Составлен Первым Вселенским собором (Никея, Малая Азия) в 325 году; в 381 году расширен и дополнен Вторым Вселенским собором (Константинополь). По названиям мест, где проходили соборы, получил название Никео-Константинопольского или Никео-Царьградского символа. Символ веры входит в состав многих богослужений.
По возгласе диакона хор поет (по благословению Святейшего Патриарха Алексия) вошло в обыкновение и общее пение народом.
Пением Символа веры молящиеся в храме свидетельствуют пред Богом и Церковью, что они являются верными, которым дозволено присутствовать при совершении великого Таинства и приступить к причащению Святых Тайн.
Во время пения Символа веры священник сам читает его, подъемля и колебля воздух над Честными Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними и приблизившегося наития Святаго Духа, подобно тому, как и сошествию Святаго Духа на апостолов предшествовало дыхание ветра. Кроме того, поднятие и колебание воздуха напоминает о землетрясении при открытии Гроба Господня и о бегстве стражи от Гроба - событиях, бывших в то время, когда Господь Иисус Христос благоволил явить Свое Воскресение.
17. Милость мира."Милость мира, жертву хваления", то есть будем возносить Святую Жертву, которая есть великая милость Божия (дар Божий), дарованная нам вследствие мира (примирения) нашего с Богом чрез Иисуса Христа и состоящая из благодарного прославления, хваления Бога, то есть Жертва Бескровная-Святая Евхаристия.
18. Достойно есть.По преданию 11 июня 980 года молодой монах Карейского монастыря (Святая гора Афон) совершал всенощную службу в келье. Услышав стук в дверь, он открыл её и увидел молодого инока, которого приветливо принял, и они стали вместе совершать молитвенные песнопения. Когда начали величать Богородицу, молодой инок запел «Честнейшую Херувим…». Незнакомый гость сказал, что у них славят Богородицу по-иному, и показал как: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего», а уже после — «Честнейшую Херувим…». Инок попросил записать незнакомца эту песнь, однако под рукой не оказалось никакой бумаги и письменных принадлежностей. Гость сказал, что в таком случае напишет песнь на камне и просит научить всех христиан, чтобы славословили Пресвятую Богородицу. Камень под руками незнакомца стал мягким, и, выведя надпись, он назвался архангелом Гавриилом и исчез.
20. Тело Христово примите.Во время этой молитвы причастники-миряне полагают земной поклон, подходят к Святой Чаше с благоговением, крестообразно (правая поверх левой) сложив руки на груди, и называют свои имена. У Чаши во избежание пролития Святой Крови не полагается креститься.
Священник, подавая лжицей (специальная ложечка) Святые Дары, произносит:
Причащается раб Божий (имя рек) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную.
Диакон или алтарный служитель отирает платом уста причащающихся, а причастившиеся, поцеловав, если возможно, с благоговением и осторожностью край Святой Чаши, отходят и приемлют теплоту.
4. Хвали душе моя Господа.Диакон во время пения 2-го антифона отходит от царских врат и стоит пред иконой Спасителя.
Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему , дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: и той день погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помошник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них: хранящаго истину в век, творящего суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя: Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники: Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.
Воцарися Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.
5. Единородный Сыне.Тотчас же после 2-го антифона поется песнь, в которой Церковь кратко выразила православное учение о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа, воплотившегося и пострадавшего ради вашего спасения.
Единородный Сыне.Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотиться от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправ, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.
6. Малая ектения.Малая ектения получила свое название из-за своей краткости. Произносится диаконом, в ответ на каждое прошение хор поет: «Господи помилуй.»
Паки и паки миром Господу помолимся.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Святую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Возглас священника по ектении: «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков».
7. Во царствии Твоем помяни нас, Господи.3-й антифон составляют Блаженны. Они начинаются словами исповедания благоразумного разбойника: "Во Царствии Твоем...". Затем евангельские стихи о блаженствах чередуются с тропарями из песней утреннего канона празднику или святому или с особыми тропарями Блаженн из Октоиха.Эти тропари служат подтверждением, примером и свидетельством того, как христианские добродетели приводят людей к вечному блаженству.
8. Приидите, поклонимся и припадем...Священнослужители во время пения "Приидите, поклонимся..." входят в алтарь, диакон полагает Евангелие на престол. Священник целует малую икону Спасителя, находящуюся сбоку царских врат, обращается лицом к западу, благословляет свещеносца, целует такую же икону Богоматери у царских врат и, войдя в алтарь, целует престол.Вход с Евангелием служит изображением выступления Господа Иисуса Христа на проповедь и одновременно торжественным выражением ближайшего общения верующих-в лице священнослужителей, входящих в алтарь, - с своим Господом, особенного приближения к Нему, невидимо присутствующему на престоле, для принесения Ему жертвы хвалы и благодарения.
Молящиеся взирают на Евангелие, как на Самого Господа Иисуса Христа, идущего на проповедь, и от лица молящихся хор воспевает: "Приидите, поклонимся... ".
8. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.Священнослужители во время пения "Приидите, поклонимся..." входят в алтарь, диакон полагает Евангелие на престол. Священник целует малую икону Спасителя, находящуюся сбоку царских врат, обращается лицом к западу, благословляет свещеносца, целует такую же икону Богоматери у царских врат и, войдя в алтарь, целует престол.Вход с Евангелием служит изображением выступления Господа Иисуса Христа на проповедь и одновременно торжественным выражением ближайшего общения верующих-в лице священнослужителей, входящих в алтарь, - с своим Господом, особенного приближения к Нему, невидимо присутствующему на престоле, для принесения Ему жертвы хвалы и благодарения.
Молящиеся взирают на Евангелие, как на Самого Господа Иисуса Христа, идущего на проповедь, и от лица молящихся хор воспевает: "Приидите, поклонимся... ".
Благовещение Пресвятой Богородицы тропарь кондакТропарь праздника, глас 4:
Днесь спасе́ния на́шего глави́зна/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий Сын Де́вы бывае́т,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет./ те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.
Кондак праздника, глас 8:
Взбра́нной Воеводе победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти, раби Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Во царствии Твоем помяни нас, Господи.3-й антифон составляют Блаженны. Они начинаются словами исповедания благоразумного разбойника: "Во Царствии Твоем...". Затем евангельские стихи о блаженствах чередуются с тропарями из песней утреннего канона празднику или святому или с особыми тропарями Блаженн из Октоиха.Эти тропари служат подтверждением, примером и свидетельством того, как христианские добродетели приводят людей к вечному блаженству.
Достойно есть.По преданию 11 июня 980 года молодой монах Карейского монастыря (Святая гора Афон) совершал всенощную службу в келье. Услышав стук в дверь, он открыл её и увидел молодого инока, которого приветливо принял, и они стали вместе совершать молитвенные песнопения. Когда начали величать Богородицу, молодой инок запел «Честнейшую Херувим…». Незнакомый гость сказал, что у них славят Богородицу по-иному, и показал как: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего», а уже после — «Честнейшую Херувим…». Инок попросил записать незнакомца эту песнь, однако под рукой не оказалось никакой бумаги и письменных принадлежностей. Гость сказал, что в таком случае напишет песнь на камне и просит научить всех христиан, чтобы славословили Пресвятую Богородицу. Камень под руками незнакомца стал мягким, и, выведя надпись, он назвался архангелом Гавриилом и исчез.
Заупокойная лития.Литию указано совершать пред выносом покойника из дома в церковь, а также обыкновенно она всегда служится, пока еще лежит в доме покойник и по возвращении родных в дом после погребения покойника. Кроме того, она служится и при других богослужениях, именно: на литургии -она как бы входит в состав ее, потому что для литии в этом случае не полагается особого начала, не делается отпуста и не возглашается «вечная память»; поется же по заамвонной молитве: Со духи праведных скончавшихся... и возглашается ектения. На утрени и на вечерни лития совершается, обычно, по окончании сих служб.
Вообще лития совершается всегда при служении заупокойных литургий, а также - в дни, установленные Церковию для нарочитого поминовения, если где нет обычая в такие дни совершать панихиду, как службу, содержащую в себе более молитвословий.
Лития также входит в состав погребения и панихиды: погребение начинается ею, как отдельным богослужением, и заканчивается ею же, но уже в соединении (лития в конце погребения начинается после стихир на целование) Панихида также заканчивается литиею (в панихиде лития начинается по возгласе на Отче наш по 9-й песни канона.
Покров Пресвятой БогородицыТропарь:
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,и к Твоему взирающе пречистому образу умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак:
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу: Ангели со архиереи покланаются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица превечнаго Бога.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ - тропарь и кондакВеличание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение.
Тропарь:
Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху, / да возсияет и нам, грешным, / Свет Твой присносущный / молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе.
Просительная ектения. Отца и Сына и СВятаго ДухаЭта ектения называется просительной, потому что каждое её прошение оканчивается словами «у Господа просим», и после этого клирос поет «Подай, Господи».
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим.
Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.
Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим.
Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим.
Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса ХристаТропарь, глас 4:
Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума: / в нем бо звездам служащий, / звездою учахуся, / Тебе кланятися Солнцу правды, / и Тебе ведети с высоты Востока: / Господи, слава Тебе.
Кондак, глас 3:
Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют:\ нас бо ради родися отроча младо, Превечный Бог.
Тропарь и кондак Успения Пресвятой Богородицы вчитиТропарь праздника
глас 1
В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Кондак праздника
глас 2
В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Тропарь и кондак Благовещения Пресвятой БогородицыТропарь Благовещения
Глас 4
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, темже и мы с ним Богородице возопиим: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Кондак Благовещения
глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Тропарь и кондак Введения во храм Богородицы Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище Славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.
Тропарь и кондак Входа Господня в ИерусалимТропарь праздника
глас 4
Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.
Кондак праздника
глас 6
На престоле на Небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление/ и детей воспевание приял еси, зовущих Ти:// благословен еси, Грядый Адама воззвати.
Тропарь и кондак Крещению ГосподнюТропарь, глас 1-й
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак, глас 4-й
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный.
Тропарь и кондак Покрову Пресвятой БогородицыДнесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,и к Твоему взирающе пречистому образу умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу: Ангели со архиереи покланаются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица превечнаго Бога
Тропарь и кондак СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯТРОПАРЬ, глас 1
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.
КОНДАК, глас 1
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим/ и руце Симеоне благословивый,/ якоже подобаше, предварив,/ и ныне спасл еси нас, Христе Боже,/ но умири во бранех жительство// и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.
Тропарь праздника входа Господнего во Иерусалим.Общее воскресение, прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.