- Глава 1. Философия и философы - 1
Философия и философы – Шрути и смрити – Период Упанишад, начиная примерно с 700 г. до н.э. – Период, предшествующий Упанишадам – Интеллектуальная жизнь в древней Индии – Кшатрии и брахманы – Свидетельства Упанишад, Джанака, Аджаташатру – Аджаташатру – Буддийский период – Прасенаджит и Бимбисара – Брахмаджала-сутта – Махабхарата – Будда – Греческие свидетельства – Буддийские паломники, Сюань-цзан – Царь Харша
- Глава 2 - Веды - 1
Философская основа ведических богов – Три класса богов – Другие классификации богов – Вишве или Все-боги – Тенденции к объединению среди богов – Генотеизм – Монтеизм и монизм – Праджапати – Вишвакарман – Тваштар – Поиски высшего божества – Брахман, атман, тад экам – Гимн Насадии – Брахман и его различные значения – Брих и Брахман, Слово – Восток и Запад – Ум и речь – Атман – Праджапати, Брахман, Атман
- Глава 4. Веданта или Уттара-миманса - 1
Бадараяна – Основные положения веданты – Извлечения из Чхандогья-Упанишады – Извлечения из Катха-Упанишады – Перевод Упанишад – Характер Упанишад – Веданта-сутры – Ссылки на Веды – Праманы – Праманы в философии санкхьи – Пратьякша – Анумана – Шабда – Авторитет Вед – Значение Веды – Прикладная и философская части Вед – Видья и авидья – Субъект и объект – Феноменальная реальность мира – Сотворение или причинность – Причина и следствие – Сон и бодрствование – Высшее и низшее знание – Требуется ли для освобождения добродетель? – Два брахмана – Философия и религия – Карма – Все есть Брахман – Стхула- и сукшма-шарира – Четыре состояния – Эсхатология – Свобода в этой жизни – Различные пути изучения философии – Рамануджа – Метафоры
- Глава 5. Пурва-миманса - 1
Содержание пурва-мимансы – Праманы у Джаймини – Стиль сутр – Сверхчеловеческое происхождение Вед – Предполагаемый атеизм пурва-мимансы – Философская ли система пурва-миманса?
- Глава 7. Философия йоги - 1
Йога и санкхья – Значение слова "йога" – Не соединение, а разъединение – Йога как вивека – Патанджали, Вьяса – Второй век до н.э. – Хронология мышления – Философия йоги – Ошибочные представления о целях йоги – Ошибочные представления о преданности Ишваре – Что такое Ишвара? – Действительная аргументация Капилы – Теория кармы – Четыре книги Йога-сутр – Истинная цель йоги – Читта – Функции ума – Упражнения – Бесстрастие, вайрагья – Медитация с объектом или без объекта – Снова об Ишваре – Другие средства достижения самадхи – Самадхи апраджнята – Кайвалья, свобода – Йоганги, вспомогательные средства йоги – Вибхути, силы – Саньяма и сиддхи – Чудеса – Истинная йога – Три гуны – Санскары и васаны – Кайвалья – Йога и нигилизм
- Глава 8. Ньяя и вайшешика - 1
Отношения между ньяей и вайшешикой – Дигнага – Библиография – Философия ньяи – Высшее благо – Средства спасения – Средства познания – Предметы познания – Падартха, предмет – Шесть падартх вайшешики – Ньяя в изложении Мадхавы – I.Прамана – II.Прамея – III.Саншая – IV-VI.Прайоджана, дриштанта, сиддханта – VII.Аваявы или члены силлогизма – Индийская и греческая логика – VIII.Тарка – IX.Нирная – X-XVI.Вала, джалпа, витанда, хетвабхаса, джати, чхала, ниграхастана – Мнения об индийской логике – Последующие книги ньяи – Пратьякша, восприятие – Время: настоящее, прошедшее и будущее – Упамана, сравнение – Шабда, слово – Восемь праман – Мысли о языке – Спхота – Слова выражают summum genus – Выражают ли слова единичное или родовое? – Все слова обозначают бытие, το ον – Веданта о спхоте – Йога и санкхья о спхоте – Ньяя о спхоте – Вайшешика о спхоте – Прамеи, объекты познания – Индрии, ощущения – Шарира, тело – Манас, ум – Атман – Память – Знание не вечно – Другие предметы познания – Жизнь после смерти – Существование Божества – Причина и следствие – Пхала, воздаяния – Освобождение – Познание идей, а не вещей – Силлогизм – Праманы в разных философских школах – Анумана для других
- Предисловие - 1
Об авторе:
"Фридрих Максимилиан Мюллер (1823 - 1900) - немецкий и английский филолог, специалист по общему языкознанию, индологии, мифологии.
Основоположник сравнительной религии и мифологии, выдающийся языковед, знаток индийских текстов, профессор Оксфордского университета Макс Мюллер был также редактором многотомной (более 50-ти томов) серии под названием Sacred Books of the East, издававшейся с 1879 по 1894 год.
Самому Мюллеру принадлежат переводы Упанишад, Джаммапады, переводы ведийских гимнов и буддийских текстов.
Один из позднейших трудов Мюллера, и сегодня сохраняющий значение фундаментальной работы в области индийской философии и религии – «Шесть систем индийской философии» (1899 г.), – раскрывает историю развития совокупности религиозно-философских учений Индии в виде последовательно развивающейся системы, охватывающей материал от древнейшего периода вплоть до классических философских школ (веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя и вайшешика).
«Не без опасения я на склоне своих лет решаюсь предъявить моим сотоварищам по работе и всем, интересующимся развитием философского мышления человечества, некоторые из замечаний о шести системах индийской философии, накопившихся в моих записных книжках в течение многих лет»…"
- Я никогда не видел чистого неба с воем окне..
I push my fingers into my eyes
it's the only thing
that slowly stops the ache
but it's made of all
the things I have to take
Jesus it never ends
it works it's way inside
if the pain goes on...