- 1. Дионис и возвращенное блаженство.
Вакханалии и оргиастические культы. Ритуальные бесчинства и ритуальное очищение. Священные напитки и священный экстаз. Видения и вИдение. Воскрешение бога и воскрешение людей.
- 14. Аскетизм как путь к праведности и спасению. Часть 1.
Концепция: «тело – тюрьма души». Проклятия плоти и похвалы духу. Безбрачие и воздержание – непременные условия духовного роста? Индийский путь: тапас – диалектика и техника самоистязания. Отшельники и их деяния. Буддийская сангха (монашеская община) и требования к монахам. Библейский путь: Иов и испытание праведника. Средиземноморский путь: общины ессеев и терапевтов. Возникновение христианского монашества. «Я мертвее тебя!» – подвиги монашеского служения. Пустынники, старцы, столпники, сидельцы в ямах и пещерах. От уединения к общежитию – появление монастырей. Монастырь как хозяйствующий субъект. Монастырь как крепость и как форпост цивилизации. Реформаторы католического монашества: святой Бенедикт-устроитель, святой Бернар-воин, святой Доминик-следователь, святой Франциск-певец. Православное монашество в Греции, Болгарии, России. О женском монашестве. Кризис монашества в Новое время и его критика. Аскетические практики сегодня.
- 15. Аскетизм как путь к праведности и спасению. Часть 2.
От уединения к общежитию – появление монастырей. Монастырь как хозяйствующий субъект. Монастырь как крепость и как форпост цивилизации. Направления в православном византийском монашестве. Иконоборческая ересь. Достижения хозяйственные и достижения духовные. Исихазм – мистическое направление в православии. Реформаторы католического монашества: святой Бенедикт-устроитель. Средневековый монастырь – самый демократичный институт своего времени. Как собор предуготовил университет.
- 16.Аскетизм как путь к праведности и спасению. Часть 3.
Средневековый монастырь, устав и распорядок дня. Четыре категории людей, которые шли в монахи. Любовь к Богу и ученость – две предпосылки, без которых настоящих монахов не могло быть. Все, что мы знаем о европейском просвещении – все сделали монахи. За что сожгли Жанну Д’Арк? Реформаторы католического монашества: святой Бернар-воин, святой Доминик-следователь, святой Франциск-певец.
- 18.Эсхатология. Жизнь после смерти. Ад и рай.
Ад и рай у египтян, германцев, кельтов, мусульман, христиан, евреев. Греческий Аид и Элизиум. Река Лета, ладья Харона, тени умерших. Формирование представлений о посмертном воздаянии и наказании. «Суд над душами». Куда девается душа? Как душа воссоединяется с телом? Огонь как метафора и символ человеческого духа. Как должно встречать смерть, в чем высшее мужество? Каббала про «гильгуль нешамот» – реинкарнацию.
- 19.Представления об аде и рае в разных культурах.
Египет, Индия, Китай, Япония. Библейский шеол (подземное царство). Ад и рай в Талмуде, мидрашах, раввинистической литературе. Христианская картина рая и ада. Что такое Геенна огненная? «Сколь впечатляюща картина мук». Кладбища и погребения как сакральные места.
- 2. Песнь Орфея и тень Эвридики.
Переселение душ и бессмертие тела. Таинства совокупления и плодородия. Учение об эсхатологии – конце времен. Атлантида и блаженные остова. Певец Орфей и философ Платон.
- 20.Библейская история об изгнании из рая.
Учения о переселении душ. Что есть райское блаженство? Кто есть кто в Библейском рассказе? Эдемский сад – рай потерянный, Пардес – рай обретенный. Как достичь рая? Возможен ли рай на Земле? Влияние Библейского рассказа на европейскую культуру. Что ожидает праведников в раю? Греческий метемпсихозис – странствия души. Алтари Психеи. Эмпедокл и Пифагор о переселении душ. Индийское колесо Сансары – бесконечная цепь перерождений. Буддийская нирвана как способ выйти из цепи Бытия.
- 9. Символика человеческого тела.
Микрокосм человека и макрокосм Вселенной. Спор о единстве и противоположности души и тела. Где обитает душа? Тело как храм, Божественная структура и карта Мироздания. Индийские чакры и каббалистические сфироты в проекции на человеческое тело.
- Всемирная история женщин. 1
Историю всегда писали мужчины, и потому так мало женских имен мы находим в исторических источниках. Но те, что дошли к нам сквозь толщу тысячелетий, достойны, чтобы их знали, изучали и делали выводы. Собственный взгляд на роль женщин в истории предлагает в своей лекции доктор филологии и теологии, профессор Леонид Александрович Мацих.
- Лекция 8. Еврейская самоидентификация
Положительная и отрицательная самоидентификация евреев в разных странах. Еврей и иудей не синонимы. Национальная принадлежность по духу и по крови. Почему у евреев национальность определяется по национальности матери, а не отца. Система запретов, огораживающих еврейские общины от окружающих народов. Ассимиляция биологическая и ассимиляция культурная. Обобщенность евреев и вовлеченность их в мировой экономический процесс. Два типа этнических евреев – евреи-ашкеназы и евреи-сефарды. Евреи йеменские – таймонимы, евреи Закавказья, крымские евреи – крымчаки и караимы. Хазары – тюрки, принявшие иудаизм.
- Лекция Всемирная история женщин 2
Историю всегда писали мужчины, и потому так мало женских имен мы находим в исторических источниках. Но те, что дошли к нам сквозь толщу тысячелетий, достойны, чтобы их знали, изучали и делали выводы. Собственный взгляд на роль женщин в истории предлагает в своей лекции доктор филологии и теологии, профессор Леонид Александрович Мацих.
- Лекция вторая. Книга Иова. Книга Екклезиаста
Почему страдает праведник и благоденствует грешник? Есть ли на свете справедливость? Есть ли Богу дело до человека? Какой вопрос задает Иов Богу. Отвечает ли Бог Иову? Зачем быть праведником? Приводит ли познание к счастью? Путь мудреца и путь простака. Что есть мудрость, как она сопрягается с верой и есть ли в этом смысл. В чем сила иудаизма. История про Вавилонские башни наших дней.
- Лекция третья. Строительство Вавилонской Башни
Вавилонская Башня, как стимул задуматься об отношениях человека и природы. Некоторые замечательные особенности Книги Бытия. Путь человеческого прогресса – изобретение новых материалов. Путь наблюдения и путь эксперимента, где грань между технологическим прогрессом и разрушением природы. Строитель Вавилонской Башни Аврам и жена его Сара.