- ДОЛИНА ПОЗНАНИЯ vol 05
ДОЛИНУ ПОЗНАНИЯ
и придет от сомнения к уверенности, и из тьмы мнимости устремится к путеводному свету страха Божия. Откроется его внутреннее зрение и свидится он наедине со своим Возлюбленным; он растворит врата правды и благочестия и захлопнет двери праздных мечтаний. На сей ступени он удовольствован Божиим велением, он видит в войне мир и находит в смерти тайны вечной жизни. Внутренними и внешними очами взирает он на таинства воскресения в царствах творения и в душах человеческих, и чистым сердцем постигает Божественную мудрость бесконечных Богоявлений. В океане он видит каплю, в капле постигает тайны морские.
Сердце мельчайшей частицы разбей
И обнаружишь солнце в ней.19
- ДОЛИНА ПОИСКА vol 03
ДОЛИНА ПОИСКА
Конь сей Долины – терпение; без терпения путник в сем странствии никуда не дойдет и ничего не достигнет. Но не пристало ему и падать духом; да не ослабеет он, даже если трудился целую вечность, и все же не сумел узреть красоты Друга. Ибо те, что взыскуют Каабу8 «ради Нас», обрадуются известием: «По путям Нашим поведем их»9. В поиске своем они крепко опоясали чресла поясом служения и каждый миг чаяли путешествия из юдоли небрежения в царство бытия. Не воротить их назад никакими узами, не удержать никакими советами.
Слугам сим надлежит очистить сердце свое, в коем источник Божественных сокровищ, от предубеждения; им должно отринуть подражание, то есть не следовать по стопам предков своих и родителей, и запереть врата приязни и вражды ко всем людям земли.
На сем пути ищущий достигнет стадии, когда увидит, как все сотворенное в полной отрешенности устремляется на поиски Друга. Сколь много встретит он Иаковов, что гоняются за своим Иосифом; сколь много узрит он любящих, что чают обрести Возлюбленного; на его глазах целый мир томящихся желанием будет искать Желанного. Во всякий миг откроется ему нечто значимое, во всякий час приобщится он некоей тайне, ибо он удалил сердце свое от обоих миров и обратился к Каабе Возлюбленного. Во всяком шаге поможет ему Невидимое Царство, и жар его поиска будет расти.
- ДОЛИНА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ vol 07
ДОЛИНУ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.
В сей Долине он ощущает, как ветер Божественного удовлетворения веет от равнины духа. Он сжигает покровы вожделения, внутренним и внешним оком постигает внутри и вовне каждой из вещей наступление дня, нареченного «Бог воздаст всякому от изобилия Своего»49. От скорби переходит он к блаженству, от страдания к радости. Горе и рыдания его сменяются веселием и восторгом.
Внешне предстает, что путники здешней Долины обитают во прахе, однако внутреннее око зрит их восседающими на высоких престолах сокровенного смысла; они вкушают от бесконечных даров внутренних значений и пьют тонкие вина духа.
Язык не в силах описать три Долины сии, ибо слов для этого не хватает. Перо здесь замирает, а чернила растекаются пятнами. На здешних равнинах у соловья сердца иные песни и тайны, от коих сердце волнуется, а душа вопиет, но эту тайну внутреннего смысла лишь одно сердце другому прошепчет, лишь одна душа другой доверит.
- ПРЕДИСЛОВИЕ vol 01
Предисловие
«Семь Долин» Бахауллы можно назвать одной из вершин мистической литературы. Это глубокое эссе написано в ответ на вопросы шейха Мухиддина, судьи из города Ханакин, расположенного близ границы с Ираном северо-восточнее Багдада. Очевидно, судья изучал суфийскую философию, разновидность мистицизма, ставшую самостоятельным направлением в Исламе. Цель суфия – достичь Присутствия Бога через медитацию и молитву, созерцание и экстаз. Для объяснения стадий духовного развития была разработана особая терминология. Некоторые суфии разделяли учение о том, что Бога можно постичь непосредственно, без помощи Мухаммада или других Пророков. Этот взгляд логически вел к умозаключению о свободе суфиев от законов веры и о том, что они, в отличие от непосвященных, могут успешно руководствоваться совестью. Величайшие из мистиков Персии – Джалаледдин Руми и Абу Хамид аль-Газали оспаривали это учение, утверждая, что только через послушание Божиим законам, открытым Его Посланниками, можно достичь Божественного Присутствия.
Шейх Мухиддин был, несомненно, хорошо знаком с произведениями Фарид-ад-дина Аттара, персидского суфия XII в. Наиболее ценная работа Аттара – «Мантик ат-тайр», или «Беседа птиц». В ней описано путешествие души через семь Долин – поиска, любви, познания, отрешения, единства, удивления и уничтожения. Бахаулла использует сходную, хотя и не тождественную схему в Своих написанных на фарси «Семи Долинах», живописующих семь стадий движения души к цели своего бытия. Бахаулла создал это произведение после возвращения в Багдад из Сулеймании, где Он жил отшельником. Тема произведения по существу не ограничена во времени и пространстве: это внутренние истины веры. Во всех сложившихся религиях духовная реальность едина, она и составляет их основу. «Сие есть неизменная Вера в Бога, вечная от века и во веки веков» – таков смысл возвещенного Бахауллой относительно Его Веры.