Структурные модели киносценариевТезисы лекции
Структура — это мировоззрение персонажа, рассказанное путем действий и поступков героя, вызванными целью и желанием персонажа. Классическая структура основана на том, что развитие и рост — это ценности, а любая жизненная ситуация, кризис — повод для развития. Плохие и хорошие фильмы снимают по одним и тем же моделям. Никакая структура — ни Воглера, ни Снайдера, ни Джона Труби, ни Роберта Макки — не является залогом успеха, потому что никто еще не отменял изобретательности, воображения и усидчивости. Структурные модели — это ценный инструмент, которые может помочь в создании хорошего фильма. Аргумент, что это сковывает творческую своду — не приемлем, это доказывает практика.
Структурная модель — это универсальная линейка, которой можно все измерить, легко оценить успех или не успех сценария. Люди боятся штампов, Роберт Макки говорит, что «метод никогда не становится штампом, если он сохраняет в себе то, из-за чего он возник изначально». Джон Труби настаивает на том, что «архетипы рискуют стать стереотипами, если не наделить их живыми чертами, если не дать подробностей». Есть форма, наполнение ее зависит от автора — внутри этой формы есть все возможности, чтобы переизобрести ее занова, как типы персонажей, так и то, что происходит в сюжете.
Существуют три условные категории — фильмы, где герой развивается и приходит к какому-то результату, фильмы, где все плохо, герой не может ничему научиться и он погибает. Во втором случае нужно найти, где произошел сбой в герое, структура ответвилась и стала иной. Например, в «Крестном отеце» — персонаж, который не хотел заниматься тем, чем занимался его отец, но все же встал на этот путь и не одумался, когда у него был выбор, а продолжил участвовать в делах мафии и играть по ее правилам. В модели Воглера этот момент называется «путь назад» или «отказ от пути назад». И третий вариант — это бунт, примерами могут служить фильмы Бунюэля, Годара и других режиссеров. Это не бесструктурность, а структура, подчиненная иным принципам.