Surf Rider столоваяСёрф (сёрф-рок, сёрф-поп, англ. surf rock, surf pop, surf music) — популярная американская музыка начала 60-х годов XX века, изначально пляжная, то есть для курортников и особенно для сёрферов. Музыка преимущественно инструментальная, началом сёрфа считается оригинальный гитарный стиль Дика Дейла (англ. Dick Dale), с которого всё и началось. Первоначально базирующийся на простых циклических мелодических рисунках, сёрф постепенно становился всё значительнее в музыкальном плане. Благодаря тому же Дику Дэйлу и The Ventures, сёрф совершенствовался и достиг определённых успехов в 60-х. Затем последовали годы сёрф-застоя, когда даже родоначальники жанра (вкл. The Beach Boys) отходили от сёрф-рока.
Однако в 90-х в Америке родился стиль сёрф-ревайвл (surf-revival). Интерес к сёрфу значительно повысился: появляются новые группы, динозавры сёрфа записывают новые, превосходно звучащие альбомы. Меняется стилистика сёрфа. Некоторые сдвиги наметились еще в 60-х, когда группа The Trashmen переключилась с традиционной сёрф-тематики (пляжи, машины, девушки) на космические темы — жизнь на других планетах, пришельцы и так далее. Именно этот элемент сёрфа охотно подхватили сразу ряд современных сёрф-групп — Man or Astro-Man?, Los Straitjackets, Shadowy man on a shadowy planet.
Популярность сёрфа
Этот специфичный инструментальный стиль широко популярен в узких кругах поклонников. Подчас этим объясняется и то, что стиль в 60-х практичечски не выходил за пределы штата Калифорния. Также сёрф всегда считался чисто американской музыкой, и едва ли найдётся преуспевающая, скажем, английская сёрф-команда. Сёрф условно можно разделить на несколько жанров — это и сёрф-рок, классик сёрф, и хоррор-сёрф, треш-сёрф, электроник сёрф, и прочие комбинации. Кто-то считает, что сёрф немыслим без саксофона, кто-то не представляет его без выкрученной на максимум ручки ревербератора. Но это в первую очередь, гитарная музыка. Однако не каждый гитарный инструментал является сёрфом. Сёрф — это тема моря, волн и солнечного пляжа. На гитаре, насколько это возможно объяснить, воссоздается шум моря — характерные стаккато «в никуда» и «из ниоткуда» а-ля Дик Дейл известны очень многим. Эффект движения, помимо стаккато, создается также при помощи гармонии — трек начинается с какого-либо аккорда, и после нескольких проигрышей как будто возвращается к началу. Такие «прыжки» создают настроение волн, которое не создаёт никакой другой стиль.
Существенное влияние на популярность сёрфа оказал фильм Криминальное чтиво режиссёра — Квентина Тарантино 1994 года. Тематика и смысловая нагруженность к сёрфу не имели никакого отношения, однако режиссёр вставил в фильм несколько сёрф-шлягеров. Во многом благодаря этим песням Тарантино был признан мастером подбора нужного звукового ряда к своим и без того гениальным творениям. В фильм вошли композиции: Misirlou — Dick Dale, Bustin Surfboards — The Tornadoes, Bullwinkle Part II — The Centurians, Comanche — The Revels. Абсолютным хитом стала композиция Surf Rider в исполнении группы The Lively Ones (оригинал композиции был записан группой The Ventures), которая играет на последних минутах картины и титрах. Все мелодии, взятые Тарантино, родом из 60-х и являются абсолютными хитами в сёрф-мире.