- 004 занялся систематической педагогической работой
когда выдающийся советский актер и режиссер К. С. Станиславский
занялся систематической педагогической работой, психология того времени не могла ему помочь о решении самых элементарных вопросов, которые ставила перед ним практика обучения актерскому мастерству. Путем обобщения и глубокого анализа своего собственного артистического опыта, опыта своих товарищей и учеников он открыл и сформулировал основные законы психологии сценического творчества. В высшей степени удачно он назвал их элементарной грамматикой драматического искусства, подчеркнув тем самым психологическую универсальность принципов актерского труда.
Подобное положение существовало не только в психологии театрального творчества. Советский писатель Михаил Зощенко, размышляя о важности психологических знаний для повседневной практики людей, писал: «В сущности, до сего времени нет каких-то элементарных правил, элементарных законов, по которым надлежит понимать себя и руководить собой не только в области своего труда и своей профессии, но и в повседневной жизни... Ведь все специальности выработали особую н наилучшую технику работы, причем эта техника работы постоянно рационализируется и улучшается. Художник отлично изучил краски, которыми он работает, но жить он по большей части не умеет и предоставляет свою жизнь случаю, природе и собственному неумению».
В этой связи нельзя не вспомнить повесть Вольтера «Микромегас», написанную более двухсот лет назад. Микромегас — высокоразумное существо гигантских размеров («двадцать четыре тысячи шагов»), обитающее на Сириусе. Посетив Землю и встретившись с людьми, он воспринял их как «разумные атомы» и, естественно, поинтересовался уровнем их умственного развития. Как убедился Микромегас, знания «разумных атомов» оказались весьма обширными: они могли определить расстояние от Сириуса до звезды Кастор в созвездии Близнецов, вычислить, сколько земных диаметров укладывается в расстояние от Земли до Луны или же вес объема воздуха по сравнению с тем же объемом чистой воды и червонного золота. Пораженный этой впечатляющей эрудицией, Микромегас наконец спросил: «Поскольку вы обладаете столь обширными знаниями о том, что вне нас, вы, несомненно, должны быть еще лучше осведомлены о том, что внутри вас. Скажите, что такое душа и как образуются у вас мысли?» Ответы землян на этот вопрос оказались столь противоречивыми, примитивными и нелепыми, что, слушая их, Микромегас покатывался с хохоту. С помощью этой фантастической притчи Вольтер со свойственной ему сатирической остротой попытался показать односторонность современной ему науки, проявлявшей неоправданное равнодушие к сущностным особенностям человека и отдававшей предпочтение изучению всего того, что человека окружает.
Надо признать, что со времен Вольтера ситуация существенно не изменилась. Несмотря на то, что весь ход развития науки подводит к тому, чтобы человек наконец- то обратил внимание на самого себя, древняя заповедь «познай самого себя» все еще во многом остается благим пожеланием. Человек знает мельчайшие подробности строения и существования великого множества микроорганизмов и удаленных на миллионы световых лет галактик, но только сегодня делает поразительное открытие о наличии у себя самого «лимфатического сердца» и все еще строит робкие предположения о возможном существовании в человеческом организме третьей системы регуляции — на уровне биоэнергетических полей. Красноречивый факт: ученый, разрабатывающий практические вопросы управления климатом, не рискует находиться у открытой форточки, опасаясь очередного жестокого насморка.
Мы создаем уже не только «думающие машины», но и машины, способные реагировать эмоционально на свои «машинные действия». Вместе с тем собственная творческая деятельность, собственные эмоции, собственные поступки остаются для нас во многом тайнами за семью печатями.
- 006 в отнюдь не фантастической статье
в отнюдь не фантастической статье «Космос и палеонтология» развил идею о конвергентной направленности эволюционного процесса в целом, о туго скрученной спирали развития жизни и сужении этой спирали с каждым витком, выводящим к человеку. В этой идее образно выражено, что сущность человека открыта будущему, что ее возможности универсальны. Миру природы человек противостоит в своем бытии как сила универсальная, обладающая неисчерпаемыми возможностями, уходящими в бесконечность. И это диалектическое единство постоянного, устойчивого и беспрерывно меняющегося — одна из наиболее важных характеристик человека. Поистине человек — самое изменчивое существо..
Уверенность в неисчерпаемых потенциальных возможностях человека с впечатляющей силой была высказана в свое время К. Марксом: «Чем иным является богатство, как не полным развитием господства человека над силами природы, т.е. как над силами так называемой «природы», так и над силами его собственной природы? Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествовавшего исторического развития, делающего самоцелью эту целостность развития, т. е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу. Человек здесь не воспроизводит себя в какой- либо одной только определенности, а производит себя во всей своей целостности, он не стремится оставаться чем- то окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении становления» .
Примечательно, что значительно позже советский физиолог И. П. Павлов уже располагал неоспоримыми научными фактами из области высшей нервной деятельности человека, чтобы сделать вывод: "Человек есть, конечно, система... в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстановляющая, поправляющая и даже совершенствующая".
В связи с этом перед такими науками о человеке, как психология, педагогика, медицина, стоит большая зада¬ча приумножения, развития и использования тех вели¬чайших резервов нервной системы и психики человека, на которые указывал И. П. Павлов. Между тем авторы неко¬торых работ, посвященных перспективам развития и со¬вершенствования человека, считают реализацию естест¬венных внутренних возможностей его самосовершенство¬вания менее эффективной но сравнению с генной инже¬нерией, разного рода стимулирующими пилюлями и тому подобными средствами.
По нашему глубокому убеждению, хирургия, какой бы она ни была совершенной, будет всегда связана с отсут-ствием лучшего выхода из положения. Таблетки же, пусть самые чудодейственные, никогда не сделают человека сильнее, богаче и содержательнее; являясь чем-то привне-сенным извне, со стороны, они ослабляют его личность в целом, подрывают его веру в свои внутренние силы и воз-можности, создают зависимость от определенных внешних условий. Вряд ли можно считать правильным, писал ака-демик П. К. Анохин, если мы среди самых широких сло¬ев населения сделаем слишком популярной надежду на такого рода таблетки. ♦ Мне,—заявлял он,—такая пропа¬ганда кажется демобилизующей: зачем работать над со¬бой, улучшать социальные условия существования чело¬века, если можно создать таблетки, повышающие интел¬лект». Более того, предостерегал П. К. Анохин, если ко¬гда-то и будут предприняты попытки сделать интеллек¬туальные способности людей продуктом химических и обу¬чающих лабораторий, то вполне может случиться так, что при последующем развитии науки с более высокого ее уровня мы увидим, что
- 008 ЗОМБИ так называли в африканских племенах
Так называли в африканских племенах людей, психика которых с помощью наркотических веществ и специальных психических воздействий жестко программировалась; они выполняли с высокой надежностью любое поручение вождя и даже могли убить себя, свою мать, своих детей.
Аналогичные примеры известны из истории. Так, венецианский путешественник Марко Поло упоминает о том, что в одной из азиатских стран ему рассказывали о таинственном «старце гор Алаодине, создавшем армию идеально управляемых убийц и державшем в страхе все близлежащие поселения. На горных вершинах Алаодин построил великолепные дворцы с пышными садами. Обитали там самые прекрасные гурии. Эти сады были подобны тем райским кущам, о которых, по преданиям, рассказывал пророк Магомет. У входа стояла неприступная крепость. Сюда заманивались юноши от двенадцати до двадцати лет. «Старец гор» опаивал их сильнодействующим снадобьем. После долгого и глубокою сна они просыпались, окруженные очаровательными гуриями. Юноши были уверены, что попали на небеса, и Алаодину ничего не стоило уговорить их совершить любое убийство, посулив вечную прописку в райских садах. Местные правители, охваченные страхом, беспрекословно покорялись хозяину этих одурманенных убийц.
Наверное, Алаодин был одним из первых, кто с помощью контроля над человеческим сознанием создал армию управляемых убийц. В настоящее время методы
контроля над психикой человека используются американ-ской разведкой при обработке курьеров, посылаемых с совершенно секретными документами. Отряды американ-ских «зомби» действовали во Вьетнаме и других странах. Эта же методика практикуется ФБР и полицией.
Мы не сомневаемся, что ознакомление с закономерно-стями и методами программирования психической дея-тельности поможет читателю лучше понять приведенные примеры, которые он не без основания мог воспринять с недоверием. Важнее, однако, другое: читатель убедится в том, что методы самопрограммирования и саморегуля¬ции психических СОСТОЯНИЙ предоставляют широкие воз¬можности для самосовершенствования человека, создавая дополнительные «степени свободы» для его многосторон-него развития. Овладение соответствующими навыками позволяет не только в высокой степени интенсифициро¬вать свой интеллектуальный и физический труд, но и соз¬нательно и систематически преодолевать отрицательные черты своего характера и даже корректировать некоторые физические недостатки собственного тела. Именно такой высокий уровень саморегуляции личности исключает воз¬можность постороннего отрицательного влияния и духов¬ного насилия. По нашему глубокому убеждению, именно развитая способность к саморегуляции и самопрограмми-рованию, проявляемая на основе высокого нравственного уровня и идейной убежденности, станет одной из основ¬ных характеристик психологического облика человека бу-дущего.
Наше время, динамичное и противоречивое, время стремительной научно-технической революции, характери-зуется прогрессирующим изменением условий жизни об-щества и окружающей среды, ростом интенсивности нерв-но-психической деятельности человека. Уже сегодня от него требуется небывало высокий уровень психической пластичности и адаптивности. До сих пор человек в из-вестных пределах сравнительно свободно приспосабливал¬ся к меняющимся условиям жизни. Не уменьшились его внутренние резервы и сегодня. Известно, что в связи с этим во многих развитых (социалистических) странах в порядок дня выдви¬гается весьма оптимистическая проблемл третьего периода жизни — «активной старости», охватывающей возрастной период от 60 до 70—80 лет. В этом плане психология ак¬тивности также может способствовать сохранению долго¬летия и полноценного здоровья.
Резюмируя сказанное, сформулируем основные задачи
психологии активности, круг которых складывался в соот-ветствии с жизненными потребностями человека на про-тяжении многих столетий и которые более или менее ус-пешно решались практически.
- 010 своих внутренних сознательных усилий
своих внутренних сознательных усилий. И не существует на пути самосовершенствования личности — при наличии соответствующих социальных условий — иных препятствий, кроме тех, которые создает себе она сама.
В качестве первого и необходимого этапа аргументировании выдвинутых положений мы непосредственно обратимся к тем материалам, которые предоставляет в наше распоряжение история.
*Глава I. Истоки психологии активности 27
Нельзя считать, что в своих длительных поисках истины предки оставили нам одни лишь ошибки и заблуждения. Д. Чаттопадхьяя
Первому учебнику по психологии немногим более 150 лет. В нем впервые была произведена начальная систематизация психологических знаний, которые до тех пор были рассредоточены в философии, педагогике, медицине и других науках, изучающих человека. Да и выделившись в отдельную дисциплину, психология лишь в наши дни начала приобретать черты действенности и активности. Поэтому достаточно полный обзор исторического развития психологии активности — задача необычайно трудная. Систематическое исследование этого вопроса требует анализа не только основных литературных источников с начала появления письменности, но и тех методов и приемов, которые использовались народной медициной, педагогикой и религиозно-культовыми институтами всех времен и народов в целях направленного воздействия на психику человека.
Цель настоящей главы значительно скромнее. В ней на примере отдельных литературных источников исторически прослеживается лишь тот факт, что проблемы психологии активности всегда сохраняли свою актуальность, так как людей постоянно волновали вопросы воспитания и самовоспитания, всегда интересовали тайны психической жизни, связанные со здоровьем, болезнью и возможностью поистине беспредельного совершенствования психики и тела.