Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (итал. Giovanni Pierluigi da Palestrina или Praenestinur; 1514, Палестрина — 1594, Рим) — один из величайших композиторов церковной музыки. Настоящее имя — Джованни Пьерлуиджи; род. в 1514 г. в Палестрине, по которой и получил свое прозвище. Очень молодым Палестрина поступил в хор папской капеллы. Музыкальное образование получил в строгой школе Гудимеля, из которой и вынес замечательную полифоническую технику и ясное понятие о чистоте духовного стиля и гармоничности сочетания звуков. С 1551 года Палестрина был назначен учителем музыки в ватиканской капелле, а затем с 1571 года, после смерти своего коллеги и одноклассника Джованни Анимуччи, капельмейстером. При папе Марцелле II положение Палестрины ещё более улучшилось. Перейдя на должность певчего капеллы, Палестрина мог посвящать большую часть времени на композиторскую деятельность. При папе Павле IV Палестрина, как лицо не духовное и женатый, вследствие строгих мер нового папы должен был покинуть папскую капеллу. Только место капельмейстера (1555) в церкви Латеранского дворца и в церкви Санта Мария Маджоре избавили его от крайней бедности, в которую впал Палестрина, лишившись места в папской капелле. Умер в Риме в 1594 году и похоронен в церкви Святого Петра.
Музыка: В 1560 г. Палестрина обратил на себя всеобщее внимание своими импропериями. Их простая, красивая, гармоничная музыка произвела сильное впечатление и Тридентский собор (1543—1563), между прочим нашедший необходимым произвести некоторые реформы в церковной музыке, обратился к Палестрине с поручением написать пробную мессу, которая доказала бы возможность существования фигуральной музыки при церковном богослужении, так как многоголосная музыка вследствие равных контрапунктических хитросплетений наносила ущерб ясности текста и музыкальному благозвучию. Палестрина написал три мессы, каждую на 6 голосов. Все три отличались замечательными достоинствами: первая выдавалась строгим стилем, вторая нежностью, глубиной чувства и изяществом, третья, как по форме, так и экспрессии, представляла высшее проявление гениальности Палестрины. Она посвящена памяти папы Марцелла II, бывшего покровителя Палестрины, и известна под названием "Мессы папы Марцелла".
Все эти три мессы решили участь фигуральной музыки в её пользу. Папа Пий IV, услышав эту мессу, воскликнул: "Здесь Иоанн (т. е. Палестрина) в земном Иерусалиме дает нам предчувствие того пения, которое св. апостол Иоанн в пророческом экстазе слышал в небесном Иерусалиме". С тех пор и на долгое время сочинять в стиле Палестрины было обязательно для композиторов католической духовной музыки. Сочинения Палестрины составляют вершину развития церковной контрапунктической музыки a capella, т.е. хоровой музыки без инструментального сопровождения.
Отличительная черта полифонической музыки Палестрины заключается именно в том, что автор, при всей её сложности, смог придать ей ясность, непринужденность и выразительность и вместе с тем истинное молитвенное настроение. К тексту Палестрина относился с большим вниманием, заботливо (в смысле правильного произношения) подлаживая слова под музыку, что и способствовало их ясности. Палестрина написал громадное количество произведений, из которых только самая небольшая часть (мадригалы) принадлежит светской музыке. Им написаны: мессы, мотеты, ламентации, гимны, оффертории, магнификаты, литии, псалмы, мадригалы и проч. Интересные факты: Немецкий композитор Ханс Пфицнер посвятил эпизоду, связанному с написанием Палестриной "Мессы папы Марцелла", оперу "Палестрина", премьера которой состоялась в 1917 г. Giovanni Pierluigi da Palestrina (Italian: Giovanni Pierluigi da Palestrina or Praenestinur; 1514, Palestrina - 1594, Rome) is one of the greatest composers of church music. Real name - Giovanni Pierluigi; genus. in 1514 in Palestrina, by which he received his nickname. Very young Palestrina entered the papal chapel choir. He received his musical education in the strict school of Gudimel, from which he brought out a wonderful polyphonic technique and a clear concept of the purity of the spiritual style and the harmonious combination of sounds. Since 1551, Palestrina was appointed teacher of music in the Vatican chapel, and then since 1571, after the death of his colleague and classmate Giovanni Animucci, bandmaster. Under Pope Marcellus II, the situation of Palestrina improved even more. Passing to the post of singing chapel, Palestrina could devote most of his time to composing. Under Pope Paul IV Palestrina, as a person not spiritual and married, due to the strict measures of the new pope, he had to leave the papal chapel. Only the position of bandmaster (1555) in the church of the Lateran Palace and in the church of Santa Maria Maggiore saved him from the extreme poverty that Palestrina fell into, having lost a place in the papal chapel. He died in Rome in 1594 and is buried in St. Peter's Church.
Music: In 1560, Palestrina attracted universal attention with its empires. Their simple, beautiful, harmonious music made a strong impression and the Council of Trent (1543-1563), which, among other things, found it necessary to make some reforms in church music, asked Palestrina to write a trial mass, which would prove the possibility of the existence of figurative music during church services, since polyphonic music, as a result of equal counterpoint punches, was detrimental to the clarity of the text and musical harmony. Palestrina wrote three masses, each with 6 votes. All three were distinguished by remarkable merits: the first was distinguished by a strict style, the second by tenderness, depth of feeling and grace, the third, both in form and expression, was the highest manifestation of Palestrina's genius. It is dedicated to the memory of Pope Marcellus II, the former patron saint of Palestrina, and is known as the Mass of Pope Marcellus.
All these three masses decided the fate of figurative music in her favor. Pope Pius IV, having heard this mass, exclaimed: "Here John (that is, Palestrina) in earthly Jerusalem gives us a hunch of the singing that the holy apostle John heard in prophetic ecstasy in heavenly Jerusalem." Since then, for a long time, composing in the style of Palestrina has been compulsory for the composers of Catholic sacred music. The works of Palestrina constitute the pinnacle of the development of church counter-punctual music a capella, i.e. choral music without instrumental accompaniment.
A distinctive feature of the polyphonic music of Palestrina lies precisely in the fact that the author, with all its complexity, was able to give her clarity, ease and expressiveness and, at the same time, a true prayer mood. Palestrin treated the text with great attention, carefully (in the sense of correct pronunciation) adjusting the words to the music, which contributed to their clarity. Palestrina wrote a huge number of works, of which only the smallest part (madrigals) belongs to secular music. He wrote: masses, motets, lamentations, hymns, offers, magnificates, lithiums, psalms, madrigals and so on. Interesting Facts: The German composer Hans Pfitsner dedicated the opera Palestine, which premiered in 1917, to the episode related to Palestrina’s writing Mass of Pope Marcellus.