Ближневосточные религии, лекция 6. Апокалипсис шумеровЛекция 6: Апокалипсис шумеров
В месопотамской религиозной литературной традиции существует целый пласт текстов, имеющих отношение к периодам социальных кризисов. Эти тексты могут быть названы текстами катастрофы. Они в чем-то напоминают откровения Иоанна Богослова. И если говорить о жанровой принадлежности этих текстов, то это преимущественно плачи по разрушенным городам, а к этим плачам примыкают фрагменты некоторых царских гимнов и совершенно уникальный текст, который условно называется «Миф о потопе».
По видимому, первым кризисным текстом шумерской словесности была надпись, составленная по просьбе царя Урукагины. В этой надписи были перечислены разрушенные уммийскими войсками святилища и храмы в предместии Лагаша, и вину за разрушения этих культовых сооружений автор надписи возлагает на царя Уммы Лугальзагеси, который вторгся в пределы Лагаша и разрушил его. Спрашивается, зачем это возложение вины нужно было оговаривать особо? У шумеров с незапамятных времен существовало представление о том, что если город настигает какая-то беда, то вся ответственность возлагается на царя, правящего в этом городе, а не на захватчика. Считается, что царь вследствие недостаточной благочестивости, недостаточного соблюдения ритуалов был наказан богом своего города, и в качестве наказания выступило либо нашествие врага, либо эпидемия, либо голод, постигший общину. А в этом тексте говорится, что вины царя Урукагины нет, и пусть Нисаба, богиня грамоты, песцового ремесла, эту вину повесит на шею царя Лугальзагеси. Эта короткая надпись, сделанная в 24 веке, вводит нас в комплекс очень сложных представлений о том, что такое катастрофа, почему она возникает и кто в ней виноват.
Следующий текст, который создается на эту тему, называется «Проклятие Аккаду». Первым обожествленным царем Аккада стал Нарамсоен. Текст «Проклятие Аккаду» был создан через два столетия после гибели Нарамсоена, и в этом тексте он представлен как не благочестивый царь, который попытался сравняться с богами, отказался повиноваться богу Энлилю и разрушил его храм. Но этот текст был написан не для того, чтобы показать масштаб произошедшей катастрофы, а для того, чтобы обосновать право следующей династии на власть. Ответом Энлиля стали полчища кутиев (дикарей), которые хлынули на город Аккад и осадили его. Осада длилась семь дней и семь ночей. Во время осады в городе начался голод, появились случаи людоедства, толпы бродячих животных рыскали по Аккаду и нередко питались людьми. В тексте описывается весь тот ужас, который постиг Аккад вследствие неправильного поведения Нарамсоена. И когда осада закончилась, то старики и старухи, оставшиеся в живых, устроили длительный плач по разрушенному городу. Возникает вопрос «А можно ли было спасти Аккад?». Его спасти было нельзя, потому что Энлиль, явившийся Нарамсоену в священном сне, потребовал, чтобы тот покинул город, потому что у него неблагоприятная судьба — по решению богов Аккад не должен был существовать. И в спешном порядке все боги этого города стали покидать свои храмы, и только Нарамсоен не послушался Энлиля и попытался противопоставить ему свою волю. Отсюда делается вывод: катастрофа, настигающая город, всегда возникает по решению богов, и отодвинуть ее невозможно. Но любая катастрофа должна восприниматься как временное явление, однако так будет в том случае, если люди поймут предопределения богов. Если же правитель города попытается воспрепятствовать решению богов и противопоставит волю божью с собственной, то этот город настигает вечное несчастье, вечная катастрофа. Именно это произошло с Аккадом. В конце текста говорится, что в этом городе никогда не будут селиться люди, это место занесет песками, и все забудут, где находился Аккад. И это состоится именно потому, что царь Нарамсоен не внял речи Энлиля в священном сне. В результате был потерян город и вместе с ним было потеряно и царство.
«Проклятие Аккаду» означало, что вскоре должен выдвинуться другой город, в котором живет благочестивый правитель, и именно этому правителю боги передадут власть над Шумером. Роль такого благочестивого правителя сыграл царь Ура Урнаму, основатель третьей династии Ура. Он заявил о себе как о победителе кутьев, как о царе, который получил власть от неба, и более того, в его гимне говорится, что он получил власть после потопа. Следовательно, возникает историческая коллизия, при которой катастрофа рассматривается как разграничительный период между царскими династиями. Потоп (катастрофа) отделяет предыдущее не благочестивое правление от нынешнего благочестивого.
Следующий памятник, в котором говорится о катаклизме — это плач о разрушении Шумера и Ура. Таких плачей было создано четыре: существовал плач о разрушении Ура, разрушении Шумера и Ура, и два других плача по другим разрушенным городам (Ниппур, Урук). И сюжеты этих плачей очень похожи, меняются исторические эпохи, но представления о катастрофе остаются неизменными. Катастрофа воспринимае
Ближневосточные религии, лекция 7. Месопотамская магияМагия характерна для любой религии. Само слово «маг» в индоевропейских языках происходит от корня, означающего возможность совершить какое-либо желательное действие. Маг – это тот человек, который совершает желательные действия. Здесь задействованы и мечта, и воля, и творческая потенция, и жизненная энергия. Задача магии в том, чтобы воздействовать на силы окружающего мира для того, чтобы добиться максимально благоприятных результатов.
В культуре Древней Месопотамии магия играет исключительно важную роль. Поскольку месопотамская религия – это религия, в которой главную роль играют силы природы. Человеческая личность и ее значение сведены к минимуму. Основная роль отдана безличным силам внешнего мира, которые почитаются как Боги. Поэтому задачей месопотамского жреца является постоянный контакт с истинными хозяевами мира – силами природы. И в понятие этого контакта входит воздействие на эти силы, т.е. магия.
Магия – это, прежде всего, работа с духами и демонами. Наряду с Богами, а Боги обозначались в клинописи специальным знаком – детерминатив «звезда», в Месопотамии знали большое количество демонов и духов. Эти силы не обозначались никаким родовым именем. Существовали различные классы и разряды демонических сил, которые имели разное происхождение. Во-первых, существовали демоны, которые назывались на шумерском языке «Асаг», а по-аккадски они назывались «Асакку». Происхождение этих демонов естественное. В заговорах говорится, что они родились от брака небесного Бога «Ану» с Землей. Их породила Земля, и они распространились на весь окружающий мир, несся различные болезни. Можно предположить, что под демонами «Асакку» понимались различного рода инфекции, разносчики массового заболевания. Считалось, что небо дарует их каждый год. Сезон, когда они были наиболее могущественны и активны – конец зимы-начало весны. Ранняя весна, как и февраль-март – именно это время называлось временем господства злых демонов «Асакку».
Из этих демонов наибольшей опасностью обладали семеро. Против этих семерых существовали многочисленные заговоры. Считали, что эти демоны несут людям наибольшую опасность, унося огромное количество жертв. Демоны «Асакку» были ответственны за самые разные заболевания. Это были демоны головной боли, глазной боли, демоны боли желудка, демоны лихорадки. Были и демоны, связанные с заболеваниями НС, в частности, это демоны, отвечающие за лунатизм, эпилепсию и т.д. Против каждой категории демонов «Асакку» создавались специальные заговоры. Эти заговоры можно назвать оборонительными. При помощи них люди оборонялись от зловещего воздействия демонов. Каждый такой заговор состоял из перечисления тех симптомов, которые имели место у больного. Во второй части шел рецепт, который помогал избавиться от болезни. В третьей части – все злые демоны заклинались душой Земли и душой Неба.
Второй разряд демонов – демоны «Дидим», по-аккадски «Этен». Первоначально духи умерших, которые длительное время находились без воды и пищи в подземном мире, осатанели и превратились в злых демонов, которые выходили из подземного мира и начинали мстить живым за небрежное и невнимательное отношение к ним. К числу «Этена» также относились непогребенные.
Третий разряд демонов – демоны «Лилу». Эти демоны бывают 3 видов: демон-мужчина «Лилу», демон-женщина «Лилиту» и демон-девушка «Ардат Лили». Эти демоны могут быть сопоставлены с суккубами и инкубами. Женщины и девушки нападают на мужчин и сообщают им различные болезни, и наоборот – нападение мужчин на женщин.
Суккубы и инкубы – это люди, которые не прожили свою жизнь до конца, либо они не имели семьи, либо они умерли в раннем возрасте. Теперь они пытаются отомстить всем живым за свою неблагоприятную судьбу. Поэтому против них тоже составляют заговоры, т.к от них нужно спасаться. Среди демонов также есть существа, которые не объединяются в группы, а существуют сами по себе. К их числу относится «Ламашту». Это демон женского рода, который навещает рожениц и одаривает их различными болезнями. Он же отвечает за рождение мертвых младенцев и за выкидыши. Против нее тоже составляются заговоры. Есть еще не менее злой и вредный демон «Пазузу». Он изображается в облике страшного чудовища. Подвергнуть его заклятью достаточно трудно.
Наряду с таким большим количеством демонов есть всего два, которые положительно настроены по отношению к человеку. По-аккадски они называются «Шеду» и «Ламмасу». Это духи-хранители человека. Можно сказать, что это ангелы-хранители. Но на самом деле, никаких ангелов в Месопотамии не было, это были духи. Шеду – это существо, которое рождается вместе с человеком. И на протяжении всей жизни человека Шеду защищает его тело, здоровье от вторжения злых сил. Ламмасу идет перед человеком. Это дух, охраняющий внешний образ человека и его привлекательность, в том числе и сексуальную. Ламмасу отвечает за жизненную силу, за обаяние человека, за его энергию. Ламмасу работает вместе с Шеду.