Песнь о Риге (др.-исл. Rígsþula) — поэма из Старшей Эдды, описывающая похождения аса Рига и появление трех сословий: ярлов, карлов и трэллов. Поэма не полностью сохранилась на последнем уцелевшем листе Codex Wormianus (AM 242 fol), следующем за Эддой Снорри Стурлусона. Текст датируется между X и XIII веками.
Песня начинается с короткого прозаического вступления. В нем рассказывается, что Риг это имя, которым представился ас Хеймдаль. Хеймдаль также назван прародителем человечества в эддической поэме Прорицание вёльвы.
Сама песнь начинается с того, как Риг забрел в дом (др.-исл. hús) к старикам Ай (др.-исл. Ái, прадед) и Эдде (др.-исл. Edda, прабабка).
Они предложили ему скромный кров и пищу. Ночью Риг спал между супругами, и так продолжалось три дня, затем он ушел. Через девять месяцев Эдда родила сына, и назвали его Трэлл (др.-исл. þræll — раб).
Он был чёрен, и вырос сильным, но уродливым. Женился он на Тир (др.-исл. þír — рабыня) и было у них двенадцать сыновей и девять дочерей, все имена которых, так или иначе, имели отношения к уродству. Так появилось сословие слуг и рабов.
Далее Риг зашел в большой дом (др.-исл. höllu) к Афи (др.-исл. Afi, дед) и Эмме (др.-исл. Amma, бабка). Они его накормили, напоили и спать уложили. Здесь Риг также пробыл три дня, а через девять месяцев родился мальчик с рыжими волосами и живыми глазами. Назвали его Карл (др.-исл. Karl, муж, то есть свободный человек), а женился он на Снёр (др.-исл. Snör, сноха). У них родились двенадцать сыновей и десять дочерей, все имена которых в основном предполагают опрятность и хорошие качества. Отсюда пошли свободные люди: фермеры и скотоводы.
Потом Риг пришел в особняк (др.-исл. sal) к Фати (др.-исл. Faðir, отец) и Моти (др.-исл. Móðir, мать). Здесь его хорошо потчевали, и он пробыл три дня. Через девять месяцев родился Ярл (др.-исл. Jarl), он был светл волосами, а взгляд его был страшен. Когда Ярл подрос, вновь явился Риг, назвал его сыном, сделал наследником, научил рунам и дал ему свое имя и обеспечил состоянием. Он женился на Эрне (др.-исл. Erna, умелая, проворная) дочери Хэрсира (др.-исл. Hersir, господин). Эрна родила ему она одиннадцать сыновей и ни одной дочери. Имена их в основном означали сына или наследника. Так появилась военная знать.
Под конец повествуется о младшем сыне Риг-Ярла, Коне (др.-исл. Konr ungr, юный отпрыск). Он был самым умелым из сыновей, единственный ведал рунами, умел говорить с птицами, управлять огнем, за что так же получил право носить имя или титул Риг. В один день ворон обратился к Кону на охоте и предложил ему выступить в поход, указав на то, что у «Дана и Данпа богаче дома, земли их лучше». Дошедшая до нас песнь обрывается в этом месте. Song of Riga (dr.Isl. Rígsþula) is a poem from Elder Edda that describes the adventures of ace Riga and the appearance of three estates: jarls, Karls and trellis. The poem is not fully preserved on the last surviving Codex Wormianus (AM 242 fol), following Edda Snorri Sturluson. The text dates from the 10th and 13th centuries.
The song begins with a short prosaic introduction. It tells us that Rig is the name that introduced himself as Heimdahl. Heimdahl is also called the progenitor of mankind in the Eddic poem The Divination of the Velva.
The song itself begins with how Rig wandered into the house (dr.-Isl. Hús) to the elderly Ay (dr.-Isl. Ái, great-grandfather) and Edda (dr.-Isl.
They offered him modest shelter and food. At night, Rig slept between the spouses, and this went on for three days, then he left. Nine months later, Edda gave birth to a son, and they called him Threll (dr.-Isl. Þræll - slave).
He was black, and grew strong, but ugly. He married Tyr (dr. Isl. Þír - slave) and they had twelve sons and nine daughters, all of whose names, one way or another, were related to ugliness. Thus appeared the class of servants and slaves.
Then Rig went into a large house (dr. Isl. Höllu) to Afi (dr. Isl. Afi, grandfather) and Emma (dr. Isl. Amma, grandmother). They fed him, got him drunk and put him to bed. Rig also stayed here for three days, and nine months later a boy was born with red hair and lively eyes. They called him Karl (dr. Isl. Karl, husband, that is, a free man), and he married Snör (dr. Isl. Snör, daughter-in-law). They had twelve sons and ten daughters, all of whose names basically imply neatness and good qualities. Free people came from here: farmers and pastoralists.
Then Rig came to the mansion (dr. Isl. Sal) to Fati (dr. Isl. Faðir, father) and Moti (dr. Isl. Móðir, mother). He was well treated here, and he spent three days. Nine months later, Jarl (dr. Isl. Jarl) was born, he was light-haired, and his eyes were scary. When Jarl grew up, Rig again appeared, called him a son, made him an heir, taught the runes and gave him his name and provided him with a fortune. He married Erna (dr. Isl. Erna, skillful, nimble) daughter of Hersir (dr. Isl. Hersir, lord). Erna she bore him eleven sons and not a single daughter. Their names basically meant a son or heir. So the military nobility appeared.
In the end, the story is told of the youngest son of Rig-Jarl, Kon (Dr. Isl. Konr ungr, young son). He was the most skilled of his sons, the only one who knew the runes, knew how to talk with birds, manage fire, for which he also received the right to bear the name or title of Riga. One day, the raven turned to Kon on a hunt and invited him to go camping, indicating that "Dan and Danpa have richer houses, their land is better." The song that has reached us ends at this place.