- Бей, хлопцы, немчуру
Мой прадед – Грузин Григорий Федорович родом из-под Луганска. Во время второй мировой войны в звании гвардии-капитана он воевал в Сталинграде, а его подвиг под Смоленском был увековечен в наградном листе: «В этом бою товарищ Грузин, узнав о тяжёлом положении роты, оказавшейся в тылу противника, пробрался к ней, увлекая своим личным примером, с криком: «Бей, хлопцы, немчуру», поднял роту в атаку. В результате натиск врага был сломлен, истреблено 132 гитлеровца. Сам товарищ Грузин из автомата уничтожил до 10 гитлеровцев». Погиб мой прадед в октябре 1943 года.
Я смотрю на фотографию моего прадеда и думаю, если бы он знал, что в 2014 году случится Крым, Славянск, Луганск, Донецк? Если бы он знал, как в России с 2015 года будут называть его нацию? Я рад, что не могу рассказать ему об этом.
4 мая 2017г. г. Волгоград
- День денег
Мой день начался с удивительного, но все, же объяснимого события. В моём вузе мне компенсировали (в довольно значительной сумме) расходы на поездку на конференцию. Это было удивительно, так как весь мой предшествующий опыт работы в других вузах говорил, что наука, это сугубо финансово-личное дело самих преподавателей. Но на этом, удивительные события только начались.
На сиденье маршрутки, в которую я одиноко влез на конечной остановке, аккуратно лежала оплата за мой проезд, две монеты достоинством десять и два рубля. Когда же через несколько часов я шёл по улице города, мне под ноги стали попадаться десятикопеечные монеты, а затем беленькие, достоинством два и пять рублей. Вскоре я бросил затею нагибаться за желтенькими десюльниками, но тут мне стали попадаться десятирублёвые монеты такого же цвета, что побудило меня не оставлять на дороге и десятикопеечные монеты.
Апофеоз нападения на меня денег, случился на набережной реки Волга, где, под только что сошедшим снегом проступили груды сверкающей мелочи. Но это было ещё не всё. Меня потрясло следующее событие. Навстречу мне по асфальту ветер гнал какую-то бумажку. Не успел я увернуться, как поток воздуха подогнал её ко мне и прочно прижал к моему ботинку. При ближайшем рассмотрении это оказалось 500 рублевая купюра.
У меня есть два объяснения этим событиям. Одно из них основано на народной мудрости «деньги к деньгам», что побудило меня впредь не носить с собой крупные денежные суммы.
6 марта 2017г. г. Волгоград
- Длинное не читать.
Столкнулся с непонятным. Студент присылал мне несколько раз свою курсовую работу никак не реагируя на следующее замечание: «Текст второй главы Вашей работы не соответствует её названию». И только на третий раз мне открылась истина: «Студенту не может прийти в голову, что преподаватель будет читать его работу». Современная культура микротекстов, блогов, мэмов не позволяет предположить, что нормальный человек может читать большие тексты.
Я проверил эту свою догадку у других преподавателей. Всё сошлось. Оказывается, студенты тотально ведут себя подобным образом. Они могут в текст вставить абру-кадабру, например, такую: «дл*?длрт?(ШОплоьжоор». И это не вина студентов. Они носители новой клипартовой культуры. И к этой культуре мы вынуждены приспособиться.
На это есть программа в два хода. Первый ход – научить молодых людей писать качественные маленькие тексты (блоги). Ход второй – научить их соединять эти маленькие тексты в тексты побольше. А там глядишь, и до Льва Николаевича дорастём.
1 июня 2017г. г. Волгоград
- Порядок ответа на вопрос в билете
Из цикла «Как сдать экзамен с удовольствием».
«А можно отвечать не по порядку» - часто приходится слышать преподавателям на экзамене. Можно, но нужно ли? Когда преподаватель слышит подобный вопрос, автоматически рейтинг задающего этот вопрос студента снижается. Ещё хуже, когда студент «по факту» изменяет порядок изложения ответов на вопросы и преподаватель долго не может понять на какой вопрос билета студент отвечает.
Правило первое - если есть возможность не менять порядок ответа на вопрос – не меняйте. Правда есть шанс, что блестящий ответ в начале, приведёт к чуду и преподаватель скажет: «Достаточно»! - и не будет спрашивать дальше. Такие чудеса случаются.
Но если у Вас один или несколько ответов на вопросы откровенно провальные, то делать нечего, необходимо решить, куда их втиснуть: в начало ответа или в конец? Обратимся к науке. Риторическое правило компоновки убеждающей речи гласит: «Если аудитория дружелюбная – сильное оставь на конец, если агрессивная – начнай с сильного»!
Так что установившаяся практика российского студенчества поставить сильное в начало – полностью подтверждается.
Итак, начинаем с сильного!
- Разложи всё по полочкам
Из цикла «Как сдать экзамен с удовольствием».
Многие ответственные студенты под вечер дня, предшествующего экзамену впадают в панику: «Я ничего не знаю! Я всё забыл! Я ничего не понимаю»!
Успокойтесь! То, что вы только что проговорили, свидетельствует о том, что вы что-то всё-таки понимаете. Например, вы понимаете то, что ничего не понимаете. Но ведь это неверно – это то вы понимаете! Ведь чтобы понимать непонимание, следует что-то понять. Короче. Тот, кто действительно не понимает об этом и не беспокоится. А вы не такой.
Вы студент, который набрал в голову информацию, но так неряшливо распихал всё по полкам своей памяти, что найти нужное не может. Конечно, так учить не следует. Но, есть большой шанс на то, что завтра на экзамене вы мобилизуйтесь и найдёте нужную книгу. Полки-то при вас.
- Эксперт по берёзовому соку
В детстве у меня были трёхлитровые банки березового сока. Они - то немногое, что стояло тогда в магазинах и не расхватывалось ненасытными очередями. Этот напиток из детства так и стоит перед моим мысленным взором: желтоват, кисловат, сладковат. И вот во времена гибридных войн и прочего обмана, я стал встречать в российских супермаркетах бутылки с надписью «берёзовый сок». Но вот здесь обмануть меня уже было нельзя. Сладкая химическая субстанция их подобных сосудов напоминала всё что угодно, кроме берёзового сока из детства. И я потерял надежду.
Но вот я за Уралом. Весна. Город Томск. В прогулке по городу купил дочери кедровых орешков, шишку, и по пути в гостиницу увидел на углу, рядом с железнодорожным вокзалом одиноко стоящего мужчину. У его ног ящичек, на ящичке лежит картонка с надписью «березовый сок 50 руб.» а сверху лежит полутора литровая пластиковая бутылка наполненная прозрачной жидкостью. Подхожу к мужчине, протягиваю деньги, а он: «Свежий, только сегодня собрал».
В гостиннице взял стеклянный бокал, откупорил бутылку, налил, пригубил и … стал экспертом по берёзовому соку. Во первых, я понял, что в детстве берёзовый сок у меня был не настоящий. Это была вода с сахаром и лимонной кислотой. Во вторых, я понял принцип, по которому можно узнать настоящий берёзовый сок - это должна быть жидкость не похожая на берёзовый сок.
Узнать берёзовый сок можно лишь краем восприятия всех органов чувств. Он на вид прозрачный, но видишь, что он прозрачней, чем вода. У него нет запаха, но краешком какой-то неуловимое ароматическое движение улавливаешь. Вкус не ощущаешь, но понимаешь, что это не вода, но вкуса нет и это вкус.
Окончательно убедился в своей, свалившейся на меня неожиданно экспертности по берёзовому соку утром. Оставшийся в бутылке сок стал белым, появился кислый запах и вкус образовался - вкус кваса.
23 апреля 2017г. г. Томск
- Электронная адвокатура
Мельниченко Р.Г., Электронная адвокатура. // Евразийская адвокатура. 2017. № 3 (28). С. 38-41.
Четвёртая технологическая революция позволяет говорить о начале кардинального изменения в юридической сфере, и как её части сфере адвокатской. Проблема киброгизации адвокатуры была поднята в адвокатских СМИ в конце 2016 года. Результаты обсуждения были, частично, освящены в ходе IV московской юридической недели [2, с. 39-43].
Достижения естественных наук последних десятилетий, внедрение этих достижений в повседневную практику, предопределяет предстоящие изменения в сфере оказания квалифицированной юридической помощи. Интересующие нас в этой связи изменения связаны с внедрением в юридическую практику следующих достижений:
- создание практически не ограниченных в объёме электронных баз данных;
- создание коммуникационных сетей, обеспечивающих доступность к любому объёму баз данных;
- создание алгоритмов, позволяющих в автоматическом режиме создавать новые реальности на основе имеющихся баз данных.
Процедура внедрения современных юридических технологий незаметна, но неумолима и проходит циклично в четыре этапа: юридическая деятельность, оцифровка, создание баз данных, создание алгоритмов.