- Виктор Астафьев - Прокляты и убиты. часть 1 из 2
Биография автора
Овсянка — родное село писателя (вдали, между автодорогой и рекой Енисей)
Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца — Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.
В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом.
В 1943 году был награждён медалью «За отвагу», за то что :
« В бою 20.10.43 г. красноармеец Астафьев В.П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём.
После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Молотовская область (ныне Пермский край).
- Виктор Астафьев - Прокляты и убиты. часть 2 из 2
Виктор Петрович Астафьев совершил свой второй солдатский подвиг, когда еще раз, не прячась от страшных воспоминаний, прошел всю Великую Отечественную войну на страницах своего романа. Так считают исследователи творчества Астафьева. Эта книга – не только безупречный исторический источник о войне, это, по словам историка протоиерея Георгия Митрофанова, «подлинно христианский, глубокий и милосердный взгляд на человека, так характерный для русской литературы». Страницы жестокого и кровавого романа В.П. Астафьева «Прокляты и убиты» (1992-1994), который критика считает «последним» романом о Великой Отечественной войне, читает протоиерей Константин Смирнов. Его теплый баритон, спокойная, даже, можно сказать, величавая интонация выявляет уведённые автором в подтекст милосердие и сострадание. Протоиерей Георгий Митрофанов делится своими впечатлениями о романе Астафьева, неожиданными, глубокими, считая бытие на войне вселенской катастрофой. Именно этим романом Астафьев подвел итог своим размышлениям о войне как о "преступлении против разума". Дополняют эти материалы стихи о войне великих классиков XX века – А. Твардовского, А. Ахматовой и др....
- Иван Шмелев - Лето Господне. часть 1 из 2
«В «Лете Господнем» чрезвычайно полно и глубоко воссоздан церковно-религиозный пласт народной жизни. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что роман стал подлинной энциклопедией жизни русского православного человека. Язык Шмелёва органически связан со всем богатством и разнообразием живой народной речи, в нём отразилась сама душа России.» - Иван Ильин. Читает аудиокнигу протоиерей Константин Смирнов.
- Иван Шмелев - Солнце мертвых. часть 1 из 2
Вся русская история. От поля Куликова до чекистских подвалов, в которых погиб единственный сын писателя. В этих трех повестях. Иван Сергеевич Шмелев (1873 - 1950) - писатель, вернувший в русскую литературу стихию народной русской культуры. "Шмелев теперь - последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка" - писал в 1933 году А.И.Куприн. Эпопея "Солнце мертвых" (1923) - "страшный, но одновременно напоенный и светящийся поэзией документ" (Томас Манн), отразивший события Гражданской войны в Крыму. По словам А.В.Амфитеатрова, "более страшной книги не написано на русском языке...".
- Иван Шмелев - Солнце мертвых. часть 2 из 2
Шмелев Иван Сергеевич (1873 - 1950) родился 21 сентября (3 октября н.с.) в Москве, в Замоскворечье, в зажиточной купеческой семье, отличавшейся патриархальностью привычек, богомольностью. С другой стороны, испытывал влияние "двора", куда стекались рабочие-строители, здесь царил другой, мятежный дух. "Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему...", - напишет позднее И.Шмелев. Он слышал здесь песни, прибаутки, поговорки, сказки и разнообразно-богатый язык. Все это возникнет потом на страницах его книг, в его сказках. Окончив гимназию, в 1894 поступает на юридический факультет Московского университета. Осенью 1895 совершает поездку в Финляндию, в Валаамский монастырь. Результатом этого путешествия явилась его первая книга - очерки "На скалах Валаама", опубликованная в Москве в 1897. После окончания университета в 1898 в течение года проходит военную службу, затем восемь лет служит чиновником в глухих местах Московской и Владимирской губерниях. "Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни. Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, мелкопоместное дворянство", - напишет позднее Шмелев. Здесь он встречает прототипов героев многих своих повестей и рассказов. Отсюда вышли "Патока", "Гражданин Уклейкин", "В норе", "Под небом". Особую известность получили произведения, написанные под воздействием первой русской революции (повести "По спешному делу", "Распад", 1906; рассказы "Вахмистр", 1906, "Иван Кузьмин", 1907). В 1911 Шмелев пишет одно из своих значительных произведений - "Человек из ресторана", имевшее оглушительный успех. В 1912 организуется издательство "Книгоиздательство писателей в Москве", членами-вкладчиками которого становятся И.Бунин, Б.Зайцев, В.Вересаев, И.Шмелев и др. Все дальнейшее творчество Шмелева 1900-х связано с этим издательством, издавшим собрание его сочинений в восьми томах. Публикуются повести и рассказы ("Стена", "Пугливая тишина", "Волчий перекат", "Росстани" и др.), вышедшие в течение 1912 - 1914. Во время первой мировой войны сборники его рассказов и очерков "Карусель" (1916), "Суровые дни", "Лик скрытый" (1917), в котором появился рассказ "Забавное приключение", заметно выделялись на фоне казенно-патриотической беллетристики своей искренностью. Февральскую революцию встретил восторженно, к Октябрьской проявил полную непримиримость, усугубленную тем, что его единственный сын Сергей, офицер добровольческой армии, не пожелавший уехать с врангелевцами на чужбину, был взят в Феодосии из лазарета и без суда расстрелян. В конце 1922, после недолгого пребывания в Москве, Шмелев уезжает в Берлин, затем в Париж, где открывается эмигрантская глава его жизни. Создавал рассказы-памфлеты, полные ненависти к большевикам, - "Солнце мертвых" (1923), "Каменный век" (1924), "На пеньках" (1925). С годами в творчестве Шмелева центральное место заняли воспоминания о прошлом ("Богомолье", 1931, "Лето господне", 1933 - 48 ). За рубежом И.Шмелев выпустил более двадцати книг. Умер И.Шмелев 24 июня 1950 близ Парижа от сердечного приступа. В 2000г по инициативе русской общественности и при содействии Правительства России прах И.С. Шмелева и его супруги был перевезён в Москву и перезахоронен.
- Раннехристианские отцы Церкви. часть 1 из 2
01. Дидахе (Учение двенадцати Апостолов)
02. Св. Климент Римский. Фрагменты Первого и Второго посланий к Корифнянам
03. Св. Игнатий Богоносец. Фрагменты посланий к Ефесянам, Магнезийцам. Траллийцам, Филадельфийцам
04. Св. Игнатий Богоносец. Фрагменты посланий к Смирнянам, св. Поликарпу Смирнскому, Римлянам
05. Св. Поликарп Смирнский. Послание к Филиппийцам
06. Пастырь Ерма. Фрагменты книги I — «Видения»
07. Пастырь Ерма. Фрагменты книги II — «Заповеди»
08. Пастырь Ерма. Фрагменты книги II — «Заповеди» и книги III — «Подобия»
- Раннехристианские отцы Церкви. часть 2 из 2
В таинстве венчания в одном из молитвословий есть замечательные слова: «Молитвы родителей утверждают основания домов». Основание нашего дома, коим является Святая Церковь, это кровь и молитва мучеников. Это первые века христианства. Это то, что, кажется, от нас очень далеко – и то, что очень близко; то, без чего мы не можем быть и осознавать себя, как христиане, как члены Церкви Христовой. Обращение к этому основанию нашей Церкви для нас настолько трепетно, многозначно, назидательно; оно необходимо нам для нашего укрепления духовного, для понимания верного пути духовного. Читает протоиерей Константин Смирнов.
В цикле передач «Раннехристианские отцы Церкви» мы дерзнули прикоснуться к нашему общему церковному основанию и записать эти поистине драгоценные тексты: и «Учение двенадцати апостолов», и труды мужей апостольских, и произведения апологетов – первых защитников христианства, и, конечно, фрагменты трудов святого Иринея Лионского, основоположника христианской догматики, как бы связующего век апостольский и век святоотеческий. Недаром эпиграфом ко всему циклу мы выбрали его слова: «Что было в то время, я помню живее, чем недавно случившееся. Что мы слышали в детстве, то возрастает вместе с душою и укореняется в ней...» Так он вспоминает о своих встречах со святым Поликарпом Смирнским, учеником апостола Иоанна Богослова, в свою очередь любимого ученика Самого Христа; так он подчеркивает важность этого прямого духовного преемства и необходимость постоянного обращения к истокам, корням, «детству» христианства...
А завершает этот цикл – не хронологически, но смыслово – вдохновенный гимн «О Пасхе» святителя Мелитона Сардийского, ибо «таинство Пасхи», о котором он пишет, это и есть главная «тайна христианства», это есть главная радость и упование всех раннехристианских писателей, чему бы ни были посвящены их сочинения.