- О Боге.
_______________01_О Боге_______________
Радость моя! Бог есть огонь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы.
Если мы ощутим в сердцах своих холод, который от дьявола, ибо дьявол хладен, то призовем Господа, и Он пришед согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближнем.
Где Бог, там нет зла. Все происходящее от Бога мирно и полезно, и приводит человека к самоосуждению и смирению.
- О молитве.
____________16_О молитве____________
Радость моя! Истинные, решившиеся служить Господу Богу, должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве к Иисусу Христу, говоря умом, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного; в часы же послеобеденные можно говорить сию молитву так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы, помилуй мя грешного, или же прибегать собственно ко Пресвятой Богородице, молясь, Пресвятая Богородице, спаси нас.
Таковыми упражнениями, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним.
В церкви на молитве стоять полезно с закрытыми очами во внутреннем внимании.
Если в молитве случится плениться умом в расхищении мыслей, тогда можно смириться пред Господом Богом и просить прощения, говоря: «Согреших, Господи, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы».
- О не осуждении ближнего
________08_О несуждении ближнего________
Радость моя! Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими.
Осуждай себя и перестанешь осуждать других. Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай.
Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только дьявола, который прельстил его.
- Чем должно снабдевать душу.
____26_Чем должно снабдевать душу?____
Радость моя! Душу снабдевать надобно словом Божиим: ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, им же питаются души, Бога алчущие.
Всего же более надо упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением Божественным.
Надобно так себя обучить, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, которым руководствуясь, должно устроять жизнь свою.