часть 3МУЗЫКАЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ
Проблема развития музыкального инструментария всегда была в центре внимания ученых многих стран мира, в том числе и армянских. Этой областью армянской культуры занималась в первую очередь известная скрипачка, профессор Ереванской государственной консерватории, член Международной научной ассоциации музыкальной археологии Анаит Михайловна Цицикян*, чьи научные труды на эти темы появились еще в середине 50-х годов прошлого века. В течение долгих лет она искала истоки происхождения армянских музыкальных инструментов, публикуя статьи на эти темы, выступая с докладами на международных конференциях, в частности, по генезису музыкальной культуры. Кстати, первая международная конференция по генезису музыкальной культуры в конце 80-х годов состоялась именно в Армении. Десятки ученых из разных стран и городов Советского Союза съехались на этот форум, где доклад Анаит Цицикян на тему музыкальной археологии вызвал особый интерес ученых.
Поскольку вопросы, поднятые когда-то замечательным ученым, актуальны и сегодня, мы посчитали нужным вновь обратиться к ее публикации в нашей газете (20 августа 1989г.) и представить вниманию читателей фрагменты из нее.
Приподнять завесу над областью духовной культуры древней Армении, над миром ее музыки и музыкальных инструментов – задача не из легких. Чтобы подступиться к ее решению, следует собрать воедино весь широкий спектр знаний по истории, археологии, этнографии, этномузыкологии, фольклористике, инструментоведению и другим смежным научным дисциплинам. Именно в этих целях совсем недавно при Академии наук республики была создана научная группа «музыкальная археология», руководство деятельностью которой было доверено мне.
Сфера наших работ – исследование музыкальной культуры древней Армении, запечатленной прежде всего в материалах археологических раскопок. То, что мы подразумеваем под музыкальной археологией, – это не только памятники искусства. Это понятие рассматривается в объемном музыкально-историческом плане. Главный объект исследований – национальный инструментарий – одно из сложнейших явлений музыкальной культуры.
К большому сожалению, в республике долго раскачивались, прежде чем осознать необходимость создания этого интересного и актуального научного направления. В трудах наших историков фигурировали археолого-музыковедческие материалы, но серьезной, концептуальной проработке они не подвергались. На состоявшейся конференции был сделан первый шаг к тому, чтобы путем научных осмыслений слить в единое целое все известные материалы и постараться воссоздать объективные процессы генезиса музыкальной культуры Армении, показать ее место и роль, пути непосредственного влияния на музыкальную культуру в целом.
Начнем с самых ранних стадий развития человека. Сопровождалась ли его жизнь музыкой? Неоценимый материал в этом отношении дали наскальные рисунки на горных склонах Армении – Арагаца, Сюника, Ехегнадзора, Сисиана, Вардениса. Со страниц древних каменных летописей прочитывается музыка сюжетов, ритмы, динамика движений, пластика, экспрессия многообразных элементов танца. Танцуя, древний человек отправлял ритуалы поклонения небесным божествам – солнцу, луне, звездам, исполнял в их честь гимнические песнопения, ждал милости и благоволения.