Введение в философию звукаЛекция, прочитанная в Московском философском колледже
Очевидно, что сущность звучащего не ограничена проблемами звукозаписи и имеет прямое отношение к вопросам философии. Вместе с тем, сегодняшний диалог между философами и звукорежиссерами сложно назвать конструктивным. Возможно, одним из главных барьеров для этой не-встречи выступает проблема техники, ведь звукозапись связана с необходимостью ориентации в необъятном количестве аналогового и цифрового оборудования. Существуют ли рецепты создания звуковых образов? Существуют ли звуки, не поддающиеся искусственному синтезу? На эти вопросы невозможно ответить без обращения к области технического.
В то же время взгляд через призму техники (как и физики, биологии, психологии) не охватывает многие важнейшие вопросы о звуке. Может быть, главный из них: что означает помыслить звук? Онтология звука и семиотика звука, абстрактность музыки и мелодические клише, аудиопамять и звук до значения, шум и тишина, – вот некоторые из тем, которым будет посвящен этот разговор.
Лекцию читает писатель, музыкант, перформер Анатолий Рясов. В основе этого рассказа – не столько его литературная и сценическая деятельность, сколько многолетний опыт работы в крупнейшем звукозаписывающем центре России – музыкальной студии «Мосфильма».