- Послание апостола Павла к Римлянам
Что такое послание? Это письма (эпистола). Интересно обратиться к структуре классического письма. Павел представляется "рабом Иисуса Христа", "призванным апостолом". Потом указывается кому Павел обращается - римской общине. После приветствие: "благодать вам и мир от Бога Отца и господа Иисуса Христа". Дальше он делает комплименты своим адресатам. Я уже называл послание к Галатам - где описана биография, самым первым посланием было послание к Фессалоникийцам (52 год) и самым последним - послание Тимофею. Также в послании Коринфянам он описывает Аполлоса, из за которого возникли раздоры в общине.
Послание апостола Павла к Римлянам самое богословское. Иногда ему посвящают целые курсы. Карл Барт начинал свою теологию с этого посланию. 16 глав. Где-то на 20 страницах. Кому он в Риме обращается? В 40-е гг. император Клавдий изгнал из Рима всех иудеев. Однако Павел упоминает о римской общине. Это послание было написано в 58 году в Коринфе.
Он осуждает людей, которые полны неправды. Он напоминает о "гневе Божьем". Вроде как он противоречит. Вроде он в послании Коринфянам объясняет, что все искуплены, но здесь требует порядка. Потом Павел гнет свою линию. Он касается различия иудеев и эллинов. В евангелиях есть сомнения. Даже Христос говорит, что он послан для Израиля. Павел говорит, что у язычников есть совесть, они имеют закон в сердце.
Дальше он говорит в 3 главе, что идея "первородного греха". Христос говорил, что он не для праведников. Иоанн говорил о "сынах света". Павел приравнивает, что все согрешили. Нет избранных. Здесь он противопоставляет веру и дела. Как у Иакова, только наоборот. Также он говорит в 3 главе Бог один для всех - это универсализм. И Иисуса этнические моменты присутствуют. Хотя была идея и предопределения. Например, позже эту идею поддерживали кальвинисты - англо-голландские протестанты. Этот вопрос спорный.
- Современная философия
Ситуация Постмодерна - современная духовная ситуация. Это и эпоха и художественное направление. Второй вопрос - экзистенциализм. Третий вопрос - аналитическая философия. Появляются аэродром и аэропорт. Братья Райт создают версию самолета. СССР запускает первый искусственный спутник Земли. 20 век - это освоение ядерной энергии. Люди подходят к пределу своего могущества. Радио, телевидение, интернет. Эпоха телевидения начинается в 50-е годы. Интернет это уже конец 60- гг. Интернет - это продукт Холодной войны. Война - это двигатель прогресса. Но люди осознали бессмысленность войн. Развиваются антивоенные настроения. Если бы не было пропаганды войны были мягкими. Например, Кутузов против Наполеона. 20 века - это тоталитаризм. Тоталитаризм - это общество, где власти полностью контролирует сознание граждан через средства массовой информации. Это не диктаторский режим. Маклюэн говорил, что без радио не было бы Гитлера. Если для нас коньяк Наполеон не вызывает возмущения, то "Гитлер" нас бы возмутил. Тоталитаризм происходит от слова тотальный. Все превращены в одну массу людей. Тоталитаризм был и в Америке. Плакаты были заменены на постеры. "Рекламный тоталитаризм" уже не призывал к насилию. Рождается философия экзистенциализма. Это первая половина 20 века. Мейнстрим философский. Если называть по фамилиям, то это Ясперс, Хайдеггер и французский философ Жан-Поль Сартр. Их было гораздо больше, но это три главные фамилии. Идея революции, повстанческих движений - образ Эрнесто Че Гевара - образ бунтующего человека - образ экзистенциализма - бунт против системы. Разрушения форм - авангард - это влияние экзистенциализма. Прямая проекция экзистенциализма в искусстве - это экспрессионизма. Ясперс был либералом, а Хайдеггер был нацистом до 1945 года, но крови на его руках не было. Сартр был философом-коммунистом - он поддерживал повстанцев-бунтарей. Бунт это не инструмент, а самостоятельная ценность - бунт ради бунта, а после рождается новая система. В основе экзистенциализма лежит понятие экзистенции (лат. существование). Сартр был последним экзистенциалистом. Экзистенция - это духовное бытие человека. Оно противоположно эссенции (сущности). Волк будет охотится на зайцев. Это его сущность. А у человека нет сущности, ибо у него есть свобода. Свойство экзистенции - это свобода выбирать свою судьбу. Пока он не умер о нем ничего нельзя сказать. Только смерть подводит итог жизни. Все зависит о поступков.
- Средневековая философия
Тема сегодняшней лекции Средневековая философия. Средневековая метафизика и средневековая этика. Средневековье это период истории, преимущественно европейский, который начался после Великого переселения народов, распространения христианства и гибелью Римской империи. Самым значительным значительным моментом средневековья было господство религии. Поворотная дата эдикт императора Константина по разрешению христианства. Ярким образом Средневековья была Инквизиция и Крестовые походы. Образ рыцаря - это образ средневекового человека. Конец Средневековья, когда христианство испытывает кризис. Европа раскалывается на протестантский Север и католический Юг. Основанием этого кризиса был конфликт с наукой. Можно вспомнить Коперника. Что такое религия? Это не просто вера, а особым образом организованная вера. Религия регламентирует жизнь человека: культовая практика, священные тексты. Религия подразумевает грамотность. В Египте тоже умели читать, но узкая прослойка аристократии. Религия была массовым явлением. Мифология организованная превращается в религию. И это христианство... Главными философами Средневековья были теологи. Благодаря религии в Европе появляются университеты и вся современная вузовская терминология.
В Средневековой философии были достигнуты успехи - развилась логика. В Средневековье была открыта проблема личности. В основе лежал богословский спор о Боге. Родилось учение, что Бог един в трех лицах. Сущность или субстанция одна, а личностей три - три персоны. По-гречески личность - это ипостась. Здесь мы переходим к средневековой метафизике. Разделение личности и субстанции - фундаментальный момент. Субстанция - это совокупность качеств, а личность - это "конкретизация сущности", то, что совершает поступки. Основной атрибут личности - это действие. Второе различие - между актуальными и потенциальным. Допустим человек грешен, но он никого не убил и не обманул. Например, ребенок. Почему грешен? есть потенциальный грех, т.е. возможный. Есть и актуальный, совершенный грех. В Боге актуальное и потенциальное совпадают, а в человеке нет. Есть разделение на сущность и существование - эссенция и экзистенция. Сущность - то чем одна вещь отличается от другой вещи. Экзистенция - это проявление сущности. Об этом размышлял Фома Аквинский. А сущность и персоны различил Афанасий Александрийский в 4 веке. Эссенция - это идея в вещах, полезная функция, а субстанция - это вещественная основа.
Последнее различие средневековой философии о реальности общих понятий, об универсалий. Это спор о реальности. Существует ли человек как вид? Христос пришел, чтобы спасти людей. Но кого? Всех или каждого? Есть ли человек как предмет спасения? Были реалисты и номиналисты. Фома Аквинский был средневековым реалистом. Бог пришел спасти человека как вид, но каждого конкретного. Сущности не существует. Человек - это имя. Такие люди назывались номиналисты. Представителем был английский философ Уильям Оккам. Бог любит каждого конкретного человека, а не всех в целом.
Третий вопрос нашей лекции - это средневековая этика. Бог непостижим. Были такие люди как Дионисий Ареопагит, который говорил об этом. О Боге ничего сказать нельзя и стоит молчать о нем. Это негативная теология. Главный вопрос религии - это вопрос о спасении. Афанасий Александрийский делил христианство на две части теория и практика. Теология - теория, а спасение - практика. Учение о спасении - это этика. Рождается вопрос о свободе. Это не свобода от принуждения как у циников, а свобода выбора. Грех - это проявление свободы. Бог дает людям свободу - величайший дар и образ Бога. Свобода - это неопределенность. Эта тема рождается из оправдания Бога - из теодицея. Понятие греха. Грех и зло - это не одно и то же. На этим размышлял Пьер Абеляр. Зло - это вред. Грех подразумевает сознательный выбор. Он рождается в мысли. Средневековый рецепт счастья - это надежда, уверенность, что ничего плохого не будет. Этому способствует молитва как психотехника. Об этом говорил Климент Александрийский. Потом наступает вольнодумство. Колумб открыл Америку, а алхимики - порох.