Год провозглашения ДНРАлексей Анпилогов: Даже когда было захвачено здание Донецкой областной государственной администрации, не было единого мнения - провозглашать ДНР или пытаться воздействовать на ситуацию по всей Украине, требуя федерализацию. И борьба мнений продолжалась, как минимум, ещё несколько дней. Ретроспективно разбирая ситуацию, которая сложилась после провозглашения ДНР, мы понимаем, что люди, которые объявили ДНР, сразу же поставили себя вне конституционного поля Украины. Скорее всего, эта была вынужденная мера, не было иных возможностей реализовать своё право. Не исключено, что провозглашение Донецкой Народной республики закрыло некие альтернативные ветки развития украинского сюжета. Теперь мы живём в этой реальности, и поменять её, к сожалению или к счастью, уже не можем.
Безусловно, любой процесс государственного образования является результатом действия множества политических и социальных сил, которые делают реальностью именно тот проект, который наиболее необходим в данный конкретный момент. С точки зрения борьбы за общую Украину, ДНР стала неким тупиком. Однозначно был заторможен процесс дальнейшего движения на запад Украины, погибла Харьковская народная республика, были задавлены в зародыше выступления в Одессе и Днепропетровске. На мой взгляд, сейчас тот выбор продолжает негативно действовать на всей территории Украины.
Государственность Луганска и Донецка, пусть и непризнанная, сформировалось. Есть органы, которые необходимы для противодействия Украине. С другой стороны, статус народных республик неустойчив, так же как статус Абхазии, Южной Осетии, Приднепровской Молдавской Республики. Я вижу достаточно трудный путь, в результате которого ДНР и ЛНР будут полузависимыми от России образованиями. Вопрос их реинтеграции в Россию связан с политической волей российского руководства, поскольку именно от позиции России зависит, насколько быстро, после присоединения Крыма, на постсоветском пространстве снова пойдут реинтеграционные процессы.
Это очень трудный выбор, поскольку генезис самой Российской Федерации был заложен во время распада Советского Союза. И любой пересмотр статус-кво, который был заложен в 1991 году, отчасти ставит под сомнение и фундамент нынешней российской власти. Поэтому действия зачастую идут через некий компромисс, как это было в случае с Крымом. На Донбассе решения не было найдено, как ранее и для Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья. Поэтому процесс реинтеграции затянется на многие годы. Хотя, с моей точки зрения, он неизбежен.